ДУШАНБЕ, 19 авг — Sputnik. Китай является одним из крупнейших торговых и инвестиционных партнеров для всех стран региона, и ситуация с юанем не может не повлиять на их торговые отношения, считает завсектором Института экономики РАН Елена Кузьмина.
В особенности влияние будет явным для тех стран, которые имеют соглашение о валютном свопе (торгово-финансовая обменная операция в виде обмена разнообразными активами — ред.) с Китаем.
Казахстан, например, имеет с Китаем соглашение о свопе казахстанский тенге/китайский юань на общую сумму 7 миллиардов юаней/200 миллиардов тенге.
"Средства данного соглашения используются для финансирования торговли между двумя странами в национальных валютах. Имеет договор о валютных свопах с Китаем и Узбекистан, хотя его объемы меньше — 0,11 млрд долларов", — говорит эксперт.
Три дня подряд с 12 по 14 августа Народный банк Китая понижал курс юаня к американской валюте на 1,9%, 1,6% и 0,98% соответственно. Обесценивание юаня было необходимо для предотвращения значительного замедления темпов роста китайской экономики.
Кузьмина отмечает, что в краткосрочной перспективе ситуация с юанем приведет к снижению цен на углеводороды и, возможно, металлы.
Экономики добывающих стран Центральной Азии — Казахстана, Туркменистана, Узбекистана — просядут. Они будут вынуждены увеличивать свои расходы, в то время как платежный баланс ухудшится.
"Это может привести к ослаблению устойчивости национальных валют региона и необходимости их девальвации. Однако, по мнению экспертов, такая ситуация может сложиться только при условии дальнейшего ослабления юаня", — полагает Кузьмина.
При этом, девальвировав юань, власти КНР снизили себестоимость китайских товаров, что является традиционным способом поддержки экспортеров. Следствием этого должно стать увеличение производства, которому нужны ресурсы.
Что будет дальше?
В долгосрочной перспективе, если снижение курса юаня действительно сохранит рост китайской экономики (или хотя бы замедлит его падение), то это положительно скажется на ценах на сырье, а значит, и на экономиках всех стран региона.
Скорее всего, от снижения юаня выиграет швейная отрасль Кыргызстана, поскольку она работает на тканях, импортируемых из Поднебесной. Эта отрасль в последнее время несколько снизила экспорт своей продукции основным покупателям — Казахстану и России — из-за уменьшения в них покупательского спроса.
Удешевление китайского сырья, а соответственно и цен на готовую продукцию, позволит кыргызским швейникам преодолеть этот кризис.
Экономист отмечает, что все страны региона закупают товары первой необходимости, в основном, в Китае. И снижение курса китайской валюты несколько сократит их расходы. Правда, это зависит и от условий конкретных двусторонних контрактов.