ДУШАНБЕ, 22 дек — Sputnik. Таджикистан не может вступить в эту замаскированную саудовскую коалицию против терроризма и "Исламского государства", мы победим это зло только совместно с Россией, заявил Sputnik военный эксперт Центра стратегических исследований Таджикистана Махди Собир.
"Таджикистану лучше всего бороться с терроризмом в рамках ОДКБ и совместных действий с Россией, — сказал он.
Общеарабская газета Asharq Al-Awsat вчера со ссылкой на посла Таджикистана в Эр-Рияде Шарифи Азамшо Латифзода, сообщила, что руководство республики в настоящее время изучает предложение Саудовской Аравии вступить в исламскую коалицию для борьбы с терроризмом.
По словам дипломата, этот вопрос, якобы, обсудят во время встречи президент Эмомали Рахмон с королем Салманом ибн Абдул-Азиз Аль Саудом во время визита таджикского президента в СА в январе.
Но уже сегодня заместитель министра иностранных дел Таджикистана Парвиз Давлатзода заявил в интервью российским СМИ в Астане: "мы не рассматриваем вообще этот вопрос".
"Саудовская Аравия сама финансист ИГ"
— В рамках саудовской коалиции, ее членам могут предоставить деньги, и только ради этого, Таджикистан, возможно, будет рассматривать вопрос вступления, — полагает Махди Собир.
А в принципе же, по мнению эксперта, Саудовская Аравия организует коалицию из стран Организации исламского сотрудничества, и "это просто прикрытие", считает он.
— Саудовская Аравия сама финансист ИГ, и она никогда не будет бороться с ним, — поясняет Махди. — Она, якобы, хочет ликвидировать идеологически и физически эту организацию, но на самом деле и идеология ИГ саудовская и оружие у них приобретено на деньги королевства. Это обманчивая коалиция, для отвода глаз.
Вместе с тем, по его словам, "лучшая и эффективная коалиция — это коалиция с Россией. Таджикистан может победить терроризм только совместно с РФ. И на самом деле мы были и есть на деле всегда с Россией", — заключил эксперт.
"Не коалиция, а мыльный пузырь"
По словам российского эксперта, заведующего отделом Института стран СНГ Владимира Евсеева, вхождение любого государства в арабскую коалицию ни к чему никого не обяжет.
— Такое желание у Таджикистана могло бы возникнуть после того, как Саудовская Аравия ему что-то пообещала. Например, какие-то инвестиции, — поясняет он.
С другой стороны, не исключено, что Иран захочет иметь среди членов коалиции "свое" государство и сможет санкционировать это, — предполагает Евсеев. — Но об этом пока трудно судить.
Будет Таджикистан рассматривать такое членство или, как заявил замминистр таджикского МИДа, это вымысел, сама по себе эта коалиция, по словам экспертов, ничего собой не представляет.
— Там нет ни механизма принятия решений, ни желания воевать за саудовские национальные интересы. Это — некий клуб, который Эр-Рияду приятно видеть, но на самом деле за ним мало что стоит, — считает Владимир Евсеев.
Отсюда, по мнению эксперта, следует, что у Саудовской Аравии есть желание что-то возглавить, сделать некий противовес Ирану, Ираку и Сирии. Но многие государства, которые согласились участвовать в коалиции, имеют "нулевой" потенциал.
— Я не вижу серьезной проблемы, — резюмировал Владимир Евсеев. — Коалиция во главе с Саудовской Аравией никого ни к чему не обязывает. Это не коалиция, а мыльный пузырь. Эта структура, за которой ничего не стоит, кроме денег Саудовской Аравии.
В коалицию войдут 34 страны
Саудовская Аравия сформировала исламскую военную коалицию из 34 стран. Объединенный командный оперативный центр будет базироваться в столице Саудовской Аравии Эр-Рияде. Коалиция, согласно тексту заявления, создается для "противодействия терроризму, ставшему угрозой интересов исламской нации", а также "исходя из права народов к самозащите".
В нее, помимо самой Саудовской Аравии, войдут: Иордания, ОАЭ, Пакистан, Бахрейн, Бангладеш, Бенин, Турция, Чад, Того, Тунис, Джибути, Сенегал, Судан, Сьерра-Леоне, Габон, Сомали, Гвинея, ПНА, Союз Коморских Островов, Кот-д'Ивуар, Кувейт, Ливан, Египет, Ливия, Мальдивская Республика, Марокко, Мавритания, Нигер, Нигерия, Мали, Малайзия, Катар и Йемен.
В тексте заявления также указывается, что еще "десять исламских государств выразили свою поддержку вновь создаваемой коалиции, одна из них — Индонезия".
А недавно присоединиться к коалиции Саудовская Аравия призвала и Кабул.