ДУШАНБЕ, 23 июн — Sputnik. Напомним, в своем проекте автор предлагает совместить эксплуатацию 2-х крупнейших водохранилищ — Нурекского и Токтогульской ГЭС. Анатолий Колесниченко предлагает обмениваться выработанной электроэнергией — из энергосистемы Таджикистана в энергосистему Кыргызстана и обратно. Об этом подробнее, можно прочитать здесь.
"CASA-1000 — "мыльный пузырь, а проект Колесниченко — реален"
Инженер-гидротехник Андрей Захватов, много лет проработавший в Таджикистане, уверен, что проект Колесниченко — реальная возможность при сравнительно небольших затратах дать возможность экономикам двух стран в короткий срок увеличить объем ВВП, резко сократить безработицу и поток трудовых мигрантов и привлечь инвесторов, которых не устраивал полугодовой перерыв в энергоснабжении.
— Проект разработан достаточно детально, он решает проблему энергодефицита даже без строительства Рогунской ГЭС, и я ожидаю, что руководством Таджикистана и Кыргызстана в ближайшее время будет создана рабочая группа из ведущих специалистов двух стран по гидроэнергетике, которые уточнят и выберут варианты технических решений, предложенных автором проекта, — говорит он.
Самое главное, по словам Захватова, чтобы правительства РТ и Кыргызстана осознали важность предложения. Он уверен, что нужно срочно собрать рабочее совещание специалистов Таджикистана и Кыргызстана, создать совместную группу из лучших специалистов, пригласить автора и иностранных специалистов, они составят смету первоначальных работ, выделить им деньги (это небольшие деньги) поручить им разработать технико-экономическое обоснование проекта Колесниченко.
На эту работу, по мнению специалиста, хватит до 3-4 месяцев.
— Только надо, чтобы у этой работы был один начальник. Не важно — из Таджикистана будет или из Кыргызстана. Важно — чтобы разбирался в сути проблемы и решал организационные вопросы. Затем ТЭО должно пройти экспертизу, и станет совершенно ясно, что даст проект Колесниченко, и сколько он будет стоить. После этого разработчики ТЭО сделают доклад первым лицам Таджикистана и Кыргызстана и внесут свои предложения. Так делают все крупные проекты — от стадии проектного предложения — к ТЭО, затем — к техническому проекту, к рабочим чертежам, — говорит Захватов.
По мнению специалиста, проект CASA-1000, по которому собрались поставлять электроэнергию из Кыргызстана и РТ в Афганистан и Пакистан — "мыльный пузырь, потому что излишков электроэнергии в Кыргызстане попросту нет", — говорит он.
"Энергообменный мост" может обострить конфликт в регионе"
С проектом Колесниченко ознакомился еще один известный таджикский энергетик, бывший заместитель главы "Барки Точик", Георгий Петров.
— Хотя на первый взгляд это предложение выглядит привлекательным — РТ теряет летнюю энергию, и передача ее на временное хранение в Кыргызстан с возвратом зимой могло бы в какой-то мере решить эту проблему. Но, во-первых, у Колесниченко нет исходных данных (какие сегодня реальные холостые сбросы в РТ и какая часть их них является неизбежной), — говорит Петров. — Во-вторых, предложение предусматривает плату кыргызам за эту услугу (в виде части передаваемой электроэнергии). В-третьих, Колесниченко не учитывает плату за транзит электроэнергии туда и обратно. И кроме этого есть таможенные налоги и сборы. В результате может оказаться, что большую часть энергии РТ просто потеряет.
Кроме того, по словам энергетика, сегодня уже решен вопрос с САSА-1000, который может решить попутно и эти вопросы, "хотя я и не большой сторонник САSА", — отмечает Петров.
— И, наконец, самое главное, сегодня в ЦА основная проблема, это не просто эффективное использование энергии (что, конечно, важно), а совместное использование воды и энергии. Предложение Колесниченко может только обострить существующий сегодня конфликт между Таджикистаном и Кыргызстаном с одной стороны и всеми республиками нижнего течения рек с другой, — говорит Петров.
В то же время, по его мнению, обсуждение этого проекта в СМИ может подтолкнуть, прежде всего, Узбекистан более серьезно и конструктивно участвовать в переговорах по воде и энергии.
— Также будет полезно и нашим таджикским и кыргызским специалистам перестать ограничиваться только одними декларациями и переругиванием с узбеками и начать что-то считать, — заключил энергетик.
Заговор молчания
Есть ли уже какие-то отзывы на проект "Энергообменный мост" от специалистов Таджикистана и Кыргызстана, Sputnik спросил у самого автора.
— Мой проект — это первая попытка преодоления дефицита зимней энергии в Таджикистане (если не считать Рогунскую ГЭС). Он также оставляет возможность для торговли энергией с Пакистаном и Афганистаном по линии CASA-1000, — говорит Анатолий Колесниченко. — Он состоит из 5-ти частей. Первая часть моего проекта была готова в марте 2013 года. В ней я разработал общую концепцию преобразования излишней летней энергии энергосистемы Таджикистана в зимнюю энергию с помощью водохранилища Токтогульской ГЭС. Последнюю часть — 5-ю окончил в этом году.
По словам инженера, в СМИ проект не освещался, а только были попытки пропагандировать его через друзей и знакомых, но не удачно.
— В частности в марте 2014 года проект был передан первому заму премьер-министра Таджикистана Давлатали Саидову, который, по его словам, после рассмотрения, якобы, был направлен "наверх", но ответа до сих пор нет, — продолжает Колесниченко. — В январе 2015 года была попытка передать проект даже напрямую президенту Таджикистана, но, к сожалению, у меня нет подтверждения и уверенности в том, что он туда попал. В сентябре 2015-го я с проектом побывал в Москве в Исполкоме Электроэнергетического Совета СНГ (по их приглашению). Результатом явилось письмо в Таджикистан и в Кыргызстан с просьбой рассмотреть проект и в случае их согласия, Исполком собирался включить вопрос в повестку ежегодного выездного Совещания Совета, которое должно было состояться в мае 2015 года в Душанбе.
Но ответа, по словам Колесниченко, от гидроэнергетиков республик не было получено, "таким образом, вопрос "завис".
— Моя цель заключается в том, чтобы мои проекты нашли признание, и я имел бы возможность лично участвовать в их внедрении, — говорит специалист. — Когда я говорю о проектах, я имею в виду также проект 2-х стадийного перекрытия реки Вахш в створе Рогунской ГЭС в 2016 году с использованием опыта такого перекрытия в Нуреке в 1987 году. Этот проект я направил начальнику строительства Рогунской ГЭС Х. Сафарову месяц тому назад, но ответа, конечно, нет, хотя проект и предусматривает возможность перекрытия без готовности строительного туннеля №3., и, таким образом, можно выполнить указание президента о перекрытии в этом году. Вообще мне не понятен этот заговор молчания…
Недавно проектом "Энергообменный мост" заинтересовался научно-информационный центр Межгосударственной Координационной Водной Комиссии Центральной Азии, учрежденной Главами 5 государств региона. Глава этого центра профессор, доктор технических наук Виктор Духовный запросил у Анатолия Колесниченко направить им расчеты по вариантам покрытия потребности зимней электроэнергии двух стран, а также варианты 6-7-8, предусматривающие экспорт электроэнергии по CASA-1000.
— Теперь будем ждать ответа от Международной Водной Комиссии, а также от энергетических ведомств Таджикистана и Кыргызстана, — говорит Колесниченко, — я надеюсь, что какое-то заключение по проекту будет сделано уже в ближайшее время.