ДУШАНБЕ, 21 ноя — Sputnik, Григорий Ростов. Последние новости свидетельствуют о том, что отношения между Таджикистаном и Узбекистаном неуклонно прогрессируют, что не может не радовать жителей обеих стран. В отличие от простых граждан, аналитики оценивают градус и перманентность этого потепления с разных точек зрения.
"Скорее всего, пока в наличии лишь общее намерение несколько улучшить отношения с соседями, но основные подходы, как и степень "потепления", еще находятся в стадии разработки и обсуждения. Это обусловлено и тем, что при Исламе Каримове отношения с соседями по региону, и особенно с Таджикистаном, фактически были ухудшены до состояния "дальше некуда".
"Мирзиёев не настроен придерживаться конфронтационной модели отношений с соседями. К тому же накануне выборов ему необходимо продемонстрировать успехи. Быстрее всего этого можно достичь в отношениях с соседними среднеазиатскими республиками", — считает эксперт, кандидат исторических наук Александр Шустов.
Первая ласточка
Детали первого после кончины Ислама Каримова зарубежого визита главы внешнеполитического ведомства Узбекистана Абдулазиза Камилова в Душанбе известны очень ограниченному кругу посвященных. Всем остальным пришлось довольствоваться сухими протокольными фразами пресс-служб о необходимости наладить диалог.
Так что первой ласточкой старта "перезагрузки" отношений Душанбе и Ташкента стал брифинг узбекского посла в Душанбе Шокасыма Шоисламова, после которого местные СМИ разразились потоком восторженных сообщений о переменах, которые ждут жителей обеих республик в ближайшей перспективе. Тут и отмена визового режима, и возобновление авиарейсов между столицами, и даже производство узбекских иномарок в Таджикистане.
При этом таджикские коллеги, то ли из-за некоторого непонимания нюансов языка (брифинг проводился на русском), то ли из желания придать новостям оттенок сенсационности, не упомянули, что Шоисламов как истинный дипломат обозначил все эти изменения в режиме "протокол о намерениях". А затем подчеркнул, что вышеназванные проблемы рассмотрит межправительственная комиссия, которая планируется весной будущего года в Душанбе, причем каждая из сторон будет руководствоваться "исключительно национальными интересами".
Сдержанный оптимизм
Между тем аналитики, специализирующиеся на проблемных аспектах Центральной Азии, в целом отмечая позитивный характер перемен, все же предпочитают сдержанный оптимизм в своих оценках.
"В отношении Таджикистана, вполне возможно открытие воздушного сообщения между странами: об этом речь шла уже давно, еще при предыдущем узбекском лидере. Также несколько раз поднимался вопрос об облегчении визового режима, что вполне возможно уже в ближайшее время. Полное снятие визового режима менее вероятно, но совсем отрицать такую возможность нельзя", — прогнозирует Муллоджанов.
"Очевидно, что для разрешения таджикско-узбекских вопросов потребуется срок как минимум не меньше, чем тот, в течение которого эти проблемы усугублялись. При самом оптимальном развитии ситуации и демонстрации доброй воли всех участников переговорного процесса эти проблемы решатся, вероятно, через десятилетие", — не согласен со своим таджикским коллегой российский политолог Андрей Грозин.
Тем не менее авиационная перспектива уже начала приобретать зримые очертания: гендиректор Uzbekistan Airways (Узбекистон хаво йуллари) Валерий Тян заявил, что рейс Ташкент-Душанбе будет включен в летнее расписание национального авиаперевозчика, при этом не исключив, что данный маршрут может заработать даже раньше указанного срока.
Что касается виз, то тут все не очень определенно. Как сообщил на условиях анонимности источник в МИД Таджикистана, переговоры на эту тему ведутся, есть медленный прогресс, но из-за разности в подходах скорое решение этого вопроса маловероятно. Таджикская сторона ратует за полную отмену визового барьера, узбекская — готова его лишь немного приопустить.
"Все эти изменения двусторонних отношений будут иметь больше поверхностный, в какой-то степени символический характер. Визовый режим можно достаточно быстро снять и столь же оперативно ввести обратно; то же касается и регулярного авиасообщения", — предупреждает Муллоджанов.
Как провожают самолеты? Совсем не так, как поезда
Введение или отмена авиасообщения, как и визового режима (тут в обратном порядке), не потребует значительных капиталовложений. Но что сказать о возобновлении железнодорожных перевозок, на которые Ташкент, как сообщалось недавно, тоже готов пойти? Ведь для этого уже потребуются финансы для восстановления железнодорожного полотна на участке Термез-Курган-Тюбе, которое в 2011 году было разобрано властями Узбекистана под предлогом ветхости.
"Скорее всего, будут разблокированы две железные дороги, которые связывают обе страны на южном направлении и на севере, в Ферганской долине. Узбекистан недавно торжественно открыл тоннель в обход таджикского участка железной дороги, которая связывает Фергану с остальной частью страны. Однако ее пропускная способность недостаточно высока, так что решение заново запустить таджикский сегмент магистрали будет в интересах обоих государств", — уверен эксперт.
И если по этим рельсам вновь застучат колеса поездов, то следующим логическим событием может стать и переход автодороги Айни-Пенджикент из локальной в региональную.
Напомним, эта трасса была сдана в эксплуатацию в октябре прошлого года и доведена до границы с Узбекистаном. Финансировал ее строительство Азиатский банк развития, который был готов инвестировать и в дальнейшую прокладку транспортной артерии по территории соседней страны, но не стал на этом настаивать из-за нежелания влезать в политические противоречия.
Сейчас там на границе с обеих сторон воздвигаются таможенные посты, что внушает обоснованный оптимизм. Поедут ли по этой дороге иномарки, выпущенные совместными усилиями узбекских и таджикских производителей, сказать трудно, так как в РТ нет опыта выпуска легковых автомобилей, даже отверточной сборки.
В советский период в городе Канибадам на севере страны функционировал завод "Бодом", выпускавший тормозные цилиндры для автомобилей ГАЗ. С распадом СССР спрос на эту продукцию существенно сократился, и в конце 1990-х годов "Бодом" начал совместную работу с фирмой "УзДеуАвто" по подготовке и выпуску запасных частей к автомобилям целого ряда модификаций. Однако, наладив производственную линию, узбекская сторона отказалась от дальнейшего сотрудничества.
Некоторые СМИ назвали серьезным свидетельством возрождениеяделового сотрудничества предпринимателей двух стран приезд сорока узбекских бизнесменов в Согдийскую область в середине октября текущего года. Однако, по данным компетентных источников, настоящей причиной визита стала свадьба (названная в целях конспирации "большой концертной программой") дочери местного олигарха Ильхома Шокирова, приходящегося, кстати, сватом вице-премьеру Узбекистана Рустаму Азимову. Те же источники утверждают, что жених дочери Шокирова — родственник Шавката Мирзиёева.
ГЭС преткновения
И все же продолжительность таджикско-узбекских "объятий" будет зависеть от решения главной проблемы в отношениях двух стран — Рогунской ГЭС, в этом сходятся все аналитики без исключения. Возведение этого объекта никогда не находило понимания со стороны Узбекистана, несмотря на неоднократные заверения официального Душанбе в том, что данный объект безопасен и не нанесет вреда странам, расположенным ниже по течению Амударьи.
"Узбекистан опасается, что строительство гидрокаскада позволит таджикскому руководству контролировать сток воды и таким образом оказывать и политическое давление на своих соседей. В результате до сих пор переговоры по этому поводу не привели стороны к согласию, и взаимоприемлемый компромисс до сих пор не найден", — констатирует Парвиз Муллоджанов.
Помимо политического рычага, в руках Душанбе окажется еще и инструмент экономического давления. Воды Амударьи в течение десятилетий практически полностью расходовались на нужды жителей и сельского хозяйства Узбекистана. А ведь именно аграрный сектор не только в значительной степени обеспечивает продовольственные потребности страны, но и является источником сотен миллионов долларов валютных поступлений от экспорта сельхозпродукции.
Тем не менее церемония перекрытия русла реки Вахш, торжественно прошедшая 29 октября, не вызвала никакой реакции официального Ташкента. Журналисты ожидали услышать какие-то комментарии после встречи первого заместителя министра энергетики и водных ресурсов Таджикистана Султона Рахимзода с главой. МИДа Узбекистана Абдулазизом Камиловым в Ташкенте, но эти надежды не оправдались.
Язык до Ташкента доведет
Наконец, не менее, а может даже более важным, чем вышеперечисленные, признаком реального потепления отношений Душанбе и Ташкента может стать придание таджикскому языку в Узбекистане официального статуса.
Об этом на сессии ОБСЕ в Варшаве в конце сентября 2016 года говорил известный узбекский ученый Пулат Ахунов. По его мнению, такой шаг может продвинуть страну "на пути к идеалам свободы и равноправия".
"Я, будучи этническим узбеком и гражданином Узбекистана, ответственно заявляю: узбеки и Узбекистан без таджикского языка и культуры подобны губке, из которой выжали живую воду", — образно выразился Ахунов.
И к этому заявлению есть все основания. До начала 1990-х в ряде районов Узбекистана действовали таджикские школы, работали СМИ на таджикском языке, вывески дублировались на таджикском и узбекском, однако позже языковая политика постепенно менялась в сторону исключительной роли узбекского.
"Таджики, вероятно, составляют до 30 процентов населения Узбекистана. Иначе говоря, их количество там может составлять порядка 9 миллионов, что больше численности таджиков в самом Таджикистане", — считает Акилеш Пиллаламарри, ученый университета Джорджтаун (США).
Уравннение в правах узбекского и таджикского языков перевесит результаты любых политических и экономических договоренностей, ведь это будет означать настоящее единение жителей двух стран, которое придаст мощный импульс укреплению доверия на всех уровнях и поспособствует преодолению любых трудностей.
Недаром Ислам Каримов, который славился своим умением выражать глубокие мысли простыми словами, в свое время сказал: "Узбеки и таджики — это один народ, который говорит на двух разных языках".