ДУШАНБЕ, 13 дек — Sputnik. В столичном кинотеатре "Октябрь" 8 декабря состоялся показ документального фильма Анны Моисеенко "Песни Абдула". Зрители были тронуты сюжетом, многие смеялись над забавными моментами, вспоминая, вероятно, свою похожую историю.
Зулфия Миршакар, дочь известного таджикского поэта Мирсаида Миршакар, после просмотра фильма поделилась со Sputnik Таджикистан своими эмоциями.
"Я потрясена. Фильм душевный, тёплый, хорошо то, что он никак дикторским текстом не обременён, все и так понятно, видно, что люди работали и хорошо работали, я даже спрашивала у Анны (режиссера фильма — ред.), почему она еще не участвовала с ним на фестивале "Сталкер", — сказала Зулфия Миршакар.
Сама Анна Моисеенко во время беседы со Sputnik Таджикистан отметила, что выбрала миграцию основной темой своего фильма, поскольку она мало освещена в документальном кино, хотя и является очень актуальной в России.
"В Европе уже 20 лет показывают жизнь мигрантов и снимают фильмы, но в России только недавно начали об этом говорить, и поэтому "Песни Абдула" — не только моя первая работа о мигрантах, но и во всей России это один из первых документальных фильмов про мигрантов", — говорит Анна.
Режиссер призналась, что этот фильм очень отличается от ее предыдущих работ, в нем использованы авторские песни самого героя.
Знакомство с героем
По словам Моисеенко, она заинтересовалась Абдумамадом после просмотра спектакля "Акын Опера". Ей показалась очень интересным его разносторонность, так как он продолжает жить и трудиться как рабочий мигрант: где-то грузчиком, иногда на стройке, но при этом сочиняет песни и исполняет их, играет в спектакле.
"Я узнала, что он сам сочиняет свои песни. Уникально исполняет современные тексты под народную музыку, он сам по себе современный художник, и его искусство очень актуально и интересно", — добавила она.
По мнению Анны, жизнь трудового мигранта заинтересовала не только иностранных граждан, но и россиян. После показа многие признались, что их тронула судьба главного героя.
"Этот фильм только об одном мигранте, жизнь которого разнообразна событиями: Абдул сочиняет песни, исполняет их и, помимо этого, работает физически.
Я встречала много мигрантов, имеющих потрясающее образование — филологов, врачей, — вынужденных трудиться на неквалифицированных работах в иных отраслях", — пояснила Моисеенко.
Миграция помогает развиваться стране
У режиссера фильма есть свое мнение относительно трудовой миграции. Безусловно, существует стереотипное мнение, что миграция это плохо и неправильно. Однако многие люди попросту не понимают, что приезжие помогают экономике и развитию страны, в которую прибывают.
"В моём фильме, конечно, об этом не так уж много, больше — о человеческом. Но можно познакомиться ближе с одним из рабочих мигрантов, уникальным и талантливым человеком. В обществе надо ломать эти неправильные стереотипы, у людей нет достаточно правдивой информации о мигрантах, поэтому это надо показывать", — считает режиссер фильма "Песни Абдула".
Фильм и съёмки
"Я снимала этот фильм в течение четырех лет. Один месяц съёмок я провела на Памире, все остальное долго снимала в Москве", — рассказывает режиссер.
В частности, съемки проходили в разных местах, в том числе там, где работал Абдул.
"Мне хотелось показать это для того, чтобы было понятно, как трудно ему приходилось много раз искать подработку", — говорит Анна.
Когда посмотрят "Песни Абдула" в Таджикистане
Анна Моисеенко заверила, что в следующем году таджикские зрители смогут познакомиться с фильмом. Картина также примет участие в международных фестивалях.
"Мне хотелось показать этот фильм в Таджикистане — на Памире, в Хороге, в Душанбе. В следующем году будем заниматься этим вопросом. Сделаем субтитры на английском языке и будем показывать на международном уровне", — подчеркнула она.
Анна Моисеенко видит в Таджикистане огромный потенциал для режиссуры.
"Я думаю, что Таджикистан — очень интересная страна, огромные возможности для съемок кино и столько всего того, что никем не изучено, не исследовано: места и люди, много человеческих историй, которые можно показать. Есть огромный потенциал для кино", — уверена она.
Абдул — Абдумамад Бекмамадов про фильм о себе
Герой фильма во время беседы со Sputnik Таджикистан сказал, что на большом экране увидел себя с другой стороны.
"Во время съёмок Анна ходила везде со мной и снимала меня. Но я до конца не был уверен, что она доделает свою работу и получится фильм. Думал, что снимет видео и оно останется где-то", — смущается Абдул.
Он отметил, что его порадовало, что на показе фильма в зале присутствовали уроженцы Таджикистана со всех регионов страны.
"Раньше в кино я наблюдал только русских зрителей. Но сегодня я заметил представителей разных национальностей, в частности, из разных регионов Таджикистана", — говорит он.
Как Абдул стал известным в мире искусства
В 2010 году группа простых мигрантов создала спектакль "Акын Опера". Пьеса вызвала большой интерес у зрителей и удостоилась престижной премии.
"У меня даже в мыслях не было, что спектакль будет удостоен такой награды, как "Золотая маска", — говорит таджикский мигрант.
Абдумамад, который 10 лет не был на родине, благодарит свою семью за поддержку и понимание.
"Я зарабатывал для благополучия семьи, но я благодарен жене, что долгие годы понимала, поддерживала и ждала меня", — говорит он.
Абдул рассказывает, что он все еще вынужден работать разнорабочим, но, после того как он стал обладателем "Золотой маски", его жизнь изменилась.
"Теперь меня не берут на разные работы, не хотят заставлять работать "знаменитого" мигранта. После того как я приобрёл "Золотую маску", со мной связывались из Узбекистана и Кыргызстана, но, к сожалению, официально из Таджикистана никто не поздравил меня, хотя независимые СМИ и посольство Таджикистана в России неоднократно общались со мной и поздравляли", — рассказывает Абдул.
Актер признался, что ему очень хочется, чтобы о нем вспомнили в Министерстве культуры Таджикистана.