ДУШАНБЕ, 20 дек — Sputnik, Рубен Гарсия. Помимо убийства российского дипломата Андрея Карлова в Турции, которое уже называют терактом, вчера в Европе произошло ещё два инцидента, связанные с исламизмом и, увы, повлекшие человеческие жертвы.
На рождественской ярмарке в Берлине грузовик въехал в толпу. В результате наезда погибли как минимум 12 человек. В тот же вечер мужчина ворвался в молельный дом в Цюрихе и открыл беспорядочную стрельбу, в результате чего несколько человек получили ранения разной степени тяжести.
Ответственность за оба нападения пока не взяла на себя ни одна из террористических организаций. Сами нападения могут быть не связаны напрямую с эмиссарами "Исламского государства" (ИГ — запрещена в России) или иных террористов, а продумать и совершить их могли экзальтированные одиночки, проникшиеся идеями исламизма.
"Про таких у нас говорят "одинокие волки" или используют почти медицинский термин — "саморадикализация", когда человек, насидевшись у компьютера, нахватавшись опасных идей, не идёт на кухню ругаться с родителями и друзьями, выпуская пар, а замыкается в себе, а потом совершает теракт", — пояснил Sputnik Таджикистан Евгений Бобров, начальник Департамента по вопросам новых вызовов и угроз МИД РФ.
По его мнению, даже если радикалы, готовые ради поддержания весьма сомнительной "репутации" взять на себя ответственность и за пятна на Солнце, признаются в организации терактов, то окажутся скорее вдохновителями, а не организаторами, что, однако, не говорит об их непричастности.
"В любом случае они ответственны за распространение экстремистских роликов и проповедей в сети. Но даже если радикалы скажут, что всё идёт по их плану, это делается в расчёте на СМИ. Им нужен медийный эффект, привязка к каким-то событиям, к праздникам. Но и у нас, и в Европе сейчас активно работают спецслужбы: ячейки террористов вскрывают и обезвреживают пачками. Кто-то прорывается, большинство — нет", — полагает Бобров.
Что касается исламистов-одиночек, то, по мнению директора Аналитического центра Института международных исследований МГИМО Андрея Казанцева, эта форма терроризма наиболее опасна для общества. Ведь если ты не умеешь читать мысли, выявить потенциального убийцу почти нереально.
"Такого типа угрозу вообще очень трудно превентивно устранить. Опасность является максимальной, потому как вам приходится подозревать вообще всех. Тем более это затруднительно в условиях западной политкорректности, где нельзя интуитивно таргетизировать группу лиц, делая из них подозреваемых. Эта угроза настолько смешанная, что распространилась по всему миру и справиться с ней ну очень тяжело", — считает Казанцев.
Оба эксперта, говоря о саморадикализации, упоминают о недавней бойне в США. Тогда выходец из Афганистана Матин Омар расстрелял 49 человек в гей-клубе города Орландо, завсегдатаем которого был и сам. Важной деталью является то, что Омар открыто присягнул на верность "Исламскому государству" и заявлял о связях с террористами. Однако ни наблюдение спецслужб в 2013-2014 годах, ни расследование после теракта не смогли подтвердить его реальную связь с ИГ, кроме комментариев в поддержку исламистов в интернете.
Напомним, что инцидент в Берлине — это уже четвёртая за год с небольшим террористическая атака на территории Европы. Первой стала серия терактов в ноябре 2015 в Париже, когда жертвами радикалов стали 130 человек. В марте 2016-го террористы совершили два взрыва в метро и аэропорту в столице Бельгии Брюсселе. Трагедия унесла жизни 38 граждан. А в июле 2016 года уроженец Туниса врезался на грузовике в толпу на набережной Ниццы, успев убить 86 человек, прежде чем сам был застрелен полицией.
Тогда силовые структуры во Франции и в особенности в Бельгии упрекали в халатности и игнорировании предупреждений более бдительных коллег из стран Европы, Турции и США. Сейчас спецслужбы европейских стран учли печальный опыт франко-бельгийских силовиков и накануне праздников работают в усиленном режиме, стараясь оперативно реагировать на всё более изощрённые попытки совершить теракт.
Угроза терактов во время зимних праздников не обошла стороной и Россию. В ночь с 6 на 7 декабря в Москве и области силами спецслужб России были задержаны по подозрению в экстремизме 25 человек. Среди задержанных были представители Таджикистана, Узбекистана и Кыргызстана. Следствие выяснило, что все они имели отношение к "Исламскому государству" и готовили теракты в канун Нового года.