Самолеты России и Таджикистана "приземлились" в социальных сетях

© Sputnik / Евгений Одиноков / Перейти в фотобанкПрибытие первого рейса в аэропорт "Жуковский"
Прибытие первого рейса в аэропорт Жуковский - Sputnik Таджикистан
Подписаться
Спор за рейсы "Ямала" между Минтрансом России и властями Таджикистана является не только экономическим, но и политическим. И сторонам надо искать точки соприкосновения, ведь "правых-виноватых" найти не удастся

ДУШАНБЕ, 22 дек — Sputnik, Рубен Гарсия. Власти РТ обвиняют российскую сторону в агрессивном давлении и нарушении международного авиационного соглашения.

Минтранс РФ упрекает Таджикистан в ущемлении интересов российских перевозчиков и нежелании заботиться о собственных гражданах, в чьих интересах и открываются дополнительные рейсы. И конфликт этот далеко не первый. 

Самолет Airbus A320 - Sputnik Таджикистан
Конфликты России и Таджикистана в "гражданском" небе

В итоге совокупность взаимных обид и поиск виноватых делают реальные отношения двух стран весьма прохладными. 

Как считает экс-министр по делам национальностей, замдиректора Института этнологии и антропологии РАН Владимир Зорин, выясняя отношения и деля воздушный коридор, Россия и Таджикистан не должны забывать о тех, кто через этот коридор полетит.

"Конечно, любой крупный экономический международный проект, в данном случае расширение авиасообщения, — никогда не обходится без политического сопровождения. Случаются и конфликты. Но если здесь существуют разногласия или претензии по рейсам и количеству самолётов, власти обязаны подумать о людях, которые на эти рейсы билеты покупают, и не оставлять их на земле", — прокомментировал Зорин Sputnik Таджикистан.

В свою очередь эксперт Российского совета по международным делам (РСМД) Никита Мендкович считает, что случай с "Ямалом" не является чем-то исключительным, а сам вопрос должен решаться строго на уровне профильных ведомств. 

"Безусловно, идти на принципиальное игнорирование позиции Таджикистана не следует — хорошие отношения с любым государством ценны сами по себе. Но с другой стороны, собственные экономические выгоды забывать не стоит в любом случае. Тем более что виновником самых громких инцидентов в этой сфере, к примеру, арест по обвинению в контрабанде русских пилотов в 2011-м, были именно власти Таджикистана", — утверждает эксперт. 

Сама же угроза перекрытия воздушного сообщения, лишившего бы тысячи граждан Таджикистана возможности напрямик вернуться на родину, была болезненно воспринята в РТ.

В соцсетях появилось много откликов о том, что необходимо пересмотреть союзнические отношения с Россией в пользу Китая, раз уж на него приходится 61% от общего объема инвестиций в экономику, да и Таджикистан в КНР не слишком притесняют. 

Константин Сивков, архивное фото - Sputnik Таджикистан
Сивков: Кыргызстан и Таджикистан могут поменять Россию на Китай

Никто не молодец

Мнение о том, что Россия вкладывает всё меньше денег в экономику Таджикистана справедливо, хотя причины этому вполне объективные. Так Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ Игорь Лякин-Фролов говорит о возросшей налоговой нагрузке на российские компании в Таджикистане. Что, естественно, затрудняет им работу.

"Наши инвесторы сталкиваются в Таджикистане с серьезными затруднениями, прежде всего с непомерно высоким налогообложением и часто меняющимися правилами игры", — пишет дипломат в  своей статье в журнале "Международная жизнь".

К слову, Таджикистан регулярно входит в список стран с самой высокой налоговой нагрузкой.

В ситуации с "Ямалом" власти РФ желали занять пустующую нишу на рынке авиаперевозок, а заодно дать возможность потребителям выбрать наиболее удобный для себя рейс.

С другой стороны, понятно и желание властей Таджикистана не упустить свою выгоду и негодование республиканского Минтранса, когда выяснилось, что авиакомпания "Ямал" фактически проигнорировала позицию ведомства, начав продавать билеты на рейсы до получения официального одобрения со стороны РТ. 

Ситуация с таджикскими мигрантами, представляющими наиболее трудоспособное население республики, тоже не добавляет любви к России в таджикском обществе. Мигранты находятся под пристальным контролем правоохранителей, являются по факту самой незащищённой социальной группой в российских мегаполисах и тратят весьма крупные суммы при оформлении на трудоустройство в РФ.

При этом, например, граждане Кыргызстана после вступления в ЕАЭС не тратятся на эти пошлины вовсе. Чиновники Таджикистана пока не решили, стоит ли РТ вступать в этот экономический союз.

"Россия берет очень большие деньги с мигрантов, начиная от первичного обращения в специальные службы, которые занимаются оформлением документов (от 30 до 40 тысяч) заканчивая платой за патент (4 тысячи рублей). Поэтому многие мигранты уходят в тень. Россия сама отталкивает таджикистанцев от себя и, конечно, республика смотрит на те страны, которые заинтересованы в развитии других отношений. Прежде всего, на Китай", — считает председатель совета региональной общественной организации "Таджикский культурный центр" и доцент ВШЭ Хуршеда Хамракулова.

Денежные переводы трудовых мигрантов составляют до трети доходов казны Таджикистана, и угроза массовой депортации граждан (как это и было в 2011-м) больно ударяла по финансовым интересам республики.

Однако из-за экономического кризиса и девальвации рубля этот поток финансов начал иссякать, а многие мигранты стали возвращаться на родину. Что явно не сделает РТ богаче, зато, вероятно, даст властям Таджикистана возможность быть менее зависимыми от позиции России по этому вопросу. 

Переводы мигрантов из РФ в Таджикистан
Переводы мигрантов из РФ в Таджикистан - Sputnik Таджикистан
Переводы мигрантов из РФ в Таджикистан

В свою очередь у РТ есть и свои способы "выкручивания рук".

На территории страны расположены крайне важные для России военные объекты — недавно модернизированный комплекс системы контроля космического пространства "Окно" и 201-я военная база.

"В России нет подходящего высокогорья и, соответственно, трудно создать ему замену на собственной территории. Но находиться на чужой территории — это всегда ненадёжно. А мы вкладываемся в инфраструктуру, принадлежность которой, в случае чего окажется неочевидна", — в своё время заявил Sputnik Таджикистан военный эксперт Александр Храмчихин.

И официальный Душанбе, в случае серьёзных разногласий с Москвой, не стесняется угрожать сокращением военного присутствия РФ в регионе.

Самолет авиакомпании Ямал, архивное фото - Sputnik Таджикистан
"Ямал" попал в политическую турбулентность

Напомним, что недавний инцидент был связан с позицией Минтранса РФ, обещавшего 22 декабря остановить воздушное сообщение между двумя странами, если РТ не будет следовать взятым на себя обязательствам и не разрешит авиакомпании "Ямал" полёты из Жуковского.

Власти Таджикистана назвали неприемлемым ультимативный тон российской стороны и согласились пропустить несколько рейсов "Ямала" с пассажирами, уже успевшими купить билет на самолёт.

Лента новостей
0