ДУШАНБЕ, 22 дек — Sputnik, Рубен Гарсия. Власти РТ обвиняют российскую сторону в агрессивном давлении и нарушении международного авиационного соглашения.
Минтранс РФ упрекает Таджикистан в ущемлении интересов российских перевозчиков и нежелании заботиться о собственных гражданах, в чьих интересах и открываются дополнительные рейсы. И конфликт этот далеко не первый.
В итоге совокупность взаимных обид и поиск виноватых делают реальные отношения двух стран весьма прохладными.
Как считает экс-министр по делам национальностей, замдиректора Института этнологии и антропологии РАН Владимир Зорин, выясняя отношения и деля воздушный коридор, Россия и Таджикистан не должны забывать о тех, кто через этот коридор полетит.
"Конечно, любой крупный экономический международный проект, в данном случае расширение авиасообщения, — никогда не обходится без политического сопровождения. Случаются и конфликты. Но если здесь существуют разногласия или претензии по рейсам и количеству самолётов, власти обязаны подумать о людях, которые на эти рейсы билеты покупают, и не оставлять их на земле", — прокомментировал Зорин Sputnik Таджикистан.
В свою очередь эксперт Российского совета по международным делам (РСМД) Никита Мендкович считает, что случай с "Ямалом" не является чем-то исключительным, а сам вопрос должен решаться строго на уровне профильных ведомств.
"Безусловно, идти на принципиальное игнорирование позиции Таджикистана не следует — хорошие отношения с любым государством ценны сами по себе. Но с другой стороны, собственные экономические выгоды забывать не стоит в любом случае. Тем более что виновником самых громких инцидентов в этой сфере, к примеру, арест по обвинению в контрабанде русских пилотов в 2011-м, были именно власти Таджикистана", — утверждает эксперт.
Сама же угроза перекрытия воздушного сообщения, лишившего бы тысячи граждан Таджикистана возможности напрямик вернуться на родину, была болезненно воспринята в РТ.
В соцсетях появилось много откликов о том, что необходимо пересмотреть союзнические отношения с Россией в пользу Китая, раз уж на него приходится 61% от общего объема инвестиций в экономику, да и Таджикистан в КНР не слишком притесняют.
Никто не молодец
Мнение о том, что Россия вкладывает всё меньше денег в экономику Таджикистана справедливо, хотя причины этому вполне объективные. Так Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ Игорь Лякин-Фролов говорит о возросшей налоговой нагрузке на российские компании в Таджикистане. Что, естественно, затрудняет им работу.
"Наши инвесторы сталкиваются в Таджикистане с серьезными затруднениями, прежде всего с непомерно высоким налогообложением и часто меняющимися правилами игры", — пишет дипломат в своей статье в журнале "Международная жизнь".
К слову, Таджикистан регулярно входит в список стран с самой высокой налоговой нагрузкой.
В ситуации с "Ямалом" власти РФ желали занять пустующую нишу на рынке авиаперевозок, а заодно дать возможность потребителям выбрать наиболее удобный для себя рейс.
С другой стороны, понятно и желание властей Таджикистана не упустить свою выгоду и негодование республиканского Минтранса, когда выяснилось, что авиакомпания "Ямал" фактически проигнорировала позицию ведомства, начав продавать билеты на рейсы до получения официального одобрения со стороны РТ.
Ситуация с таджикскими мигрантами, представляющими наиболее трудоспособное население республики, тоже не добавляет любви к России в таджикском обществе. Мигранты находятся под пристальным контролем правоохранителей, являются по факту самой незащищённой социальной группой в российских мегаполисах и тратят весьма крупные суммы при оформлении на трудоустройство в РФ.
При этом, например, граждане Кыргызстана после вступления в ЕАЭС не тратятся на эти пошлины вовсе. Чиновники Таджикистана пока не решили, стоит ли РТ вступать в этот экономический союз.
"Россия берет очень большие деньги с мигрантов, начиная от первичного обращения в специальные службы, которые занимаются оформлением документов (от 30 до 40 тысяч) заканчивая платой за патент (4 тысячи рублей). Поэтому многие мигранты уходят в тень. Россия сама отталкивает таджикистанцев от себя и, конечно, республика смотрит на те страны, которые заинтересованы в развитии других отношений. Прежде всего, на Китай", — считает председатель совета региональной общественной организации "Таджикский культурный центр" и доцент ВШЭ Хуршеда Хамракулова.
Денежные переводы трудовых мигрантов составляют до трети доходов казны Таджикистана, и угроза массовой депортации граждан (как это и было в 2011-м) больно ударяла по финансовым интересам республики.
Однако из-за экономического кризиса и девальвации рубля этот поток финансов начал иссякать, а многие мигранты стали возвращаться на родину. Что явно не сделает РТ богаче, зато, вероятно, даст властям Таджикистана возможность быть менее зависимыми от позиции России по этому вопросу.
В свою очередь у РТ есть и свои способы "выкручивания рук".
На территории страны расположены крайне важные для России военные объекты — недавно модернизированный комплекс системы контроля космического пространства "Окно" и 201-я военная база.
"В России нет подходящего высокогорья и, соответственно, трудно создать ему замену на собственной территории. Но находиться на чужой территории — это всегда ненадёжно. А мы вкладываемся в инфраструктуру, принадлежность которой, в случае чего окажется неочевидна", — в своё время заявил Sputnik Таджикистан военный эксперт Александр Храмчихин.
И официальный Душанбе, в случае серьёзных разногласий с Москвой, не стесняется угрожать сокращением военного присутствия РФ в регионе.
Напомним, что недавний инцидент был связан с позицией Минтранса РФ, обещавшего 22 декабря остановить воздушное сообщение между двумя странами, если РТ не будет следовать взятым на себя обязательствам и не разрешит авиакомпании "Ямал" полёты из Жуковского.
Власти Таджикистана назвали неприемлемым ультимативный тон российской стороны и согласились пропустить несколько рейсов "Ямала" с пассажирами, уже успевшими купить билет на самолёт.