В связи с этим Виорел Гуцу, представитель Продовольственной и сельскохозяйственной программы ООН в Таджикистане любезно согласился ответить на наши вопросы.
- Ваша организация планирует осуществить очень важный и нужный проект, который призван освободить таджикских семей от зависимости денежных переводов трудовых мигрантов или привязанности к ним. Насколько нам известно, это делается для того, чтобы направить полученные средства от денежных переводов на развитие бизнеса и предпринимательства в аграрном секторе. Каким образом будет осуществлен данный проект?
— Да, вы правы. Наша организация намерена претворить в жизнь данный проект. В принципе эта идея не новая. Мы понимаем, что те средства, которые поступают от трудовых мигрантов в Таджикистан, являются достаточно серьезными суммами денег.
И мы также видим, что основная их часть идет на простое потребление. Люди за эти деньги покупают продовольствие, приобретают одежду, квартиры и машины. Все это, конечно, неплохо.
Но в то же самое время появляется зависимость семей и домохозяйств от денежных переводов. Изучая этот вопрос, мы поставили перед собой задачу направить эти денежные средства в инвестиции.
Конечно, возникает вопрос, каким образом это можно сделать? В такой ситуации необходимо было найти какой-нибудь стимулирующий механизм. На данный момен, самым эффективным стимулирующим механизмом, на наш взгляд, являются гранты. Да, именно гранты.
Мы стараемся привлечь трудовых мигрантов и членов их семьей, чтобы они начали инвестировать свои средства в те или иные проекты. Именно с этой целью мы разработали данный проект. Надеемся, что он начнёт работать в 2017 году. В принципе мы его уже подготовили.
Наш проект направлен на то, чтобы помочь тем семьям и тем мигрантам, которые хотят инвестировать в сельское хозяйство и в развитие инфраструктуры сельской местности. Для осуществления данной задачи дополнительно им будут выделены стимулирующие гранты.
- Будут ли выдаваться кредиты семьям трудовых мигрантов в рамках данного проекта?
— Мы не ставим вопрос о кредитах в данном проекте. Наша цель другая, и она направлена на то, чтобы использовать эти денежные переводы в инвестиции в различные отрасли экономики. В качестве примера можно привести следующее: семья трудового мигранта хочет инвестировать в какое-нибудь маленькое производство — переработку молока, которое стоит около 10 тысяч долларов.
Если конкретная семья мигранта выделит для этого 5 тысяч долларов, тогда из проекта семье предложат ещё 5 тысяч. Но если для создания данного или другого предприятия потребуется 20 тысяч долларов, а у мигранта всего, лишь 5 или 10 тысяч долларов, у нас будет лимит на 5 тысяч долларов на грант. Семья, конечно, может обратиться в банк и взять в кредит недостающую сумму.
Наша цель, как было сказано выше, заключается в том, чтобы именно денежные средства трудовых мигрантов были направлены на развитие какого-либо производства или бизнеса в сельском хозяйстве и сельской местности. Поэтому в данном примере прямой связи с кредитами нет, но в любом случае денежные средства будут направлены на инвестиции.
- Значит, в рамках данного проекта вы не будете сотрудничать с коммерческими банками нашей республики?
— Банки и кредитные организации на данный момент не являются прямыми партнёрами данного проекта. Но, я думаю, что отношение с ними будут развиваться по мере развития проекта.
В начальном этапе этого ещё не видно, как только проект начнёт работать, и будут выделяться гранты, я уверен, что обязательно появятся отношения между проектом, бенефициарами проекта и банковскими структурами. Это один аспект.
Существует и второй аспект, который, также немаловажен. Пока не принято окончательного решения относительно того, через какую организацию и каким образом будут выделяться эти гранты. Существует такая возможность, правда теоретическая, чтобы они выдавались через банковские структуры.
Хочу особо отметить, что весь механизм предоставления грантов с учетом необходимых требований будет открытым, прозрачным и честным. Прежде всего, трудовой мигрант или члены его семьи должны иметь свой счёт в банке, посредством которого в дальнейшем будут осуществлены денежные операции.
Также важным моментом является тот факт, что мигрант или семья мигранта, которые хотят инвестировать и стать получателями гранта в рамках проекта, должны будут подтвердить, что деньги, во-первых, заработаны за рубежом и, во-вторых, они официальным путем переведены в Таджикистан. Поэтому, естественно, банковские структуры, которые занимаются денежными переводами, будут задействованы в реализации данного проекта.
- А что стало причиной того, что Ваша организация приняла решение прийти на помощь семьям трудовых мигрантов?
— Вы знаете, есть две причины. Во-первых, это связано с поступающими денежными переводами трудовых мигрантов, которые не инвестируются в сельскую местность. Наша организация, которая занимается и продвигает различные инициативы, является одной из глобальных организаций в области сельского хозяйства и, соответственно, мы поддерживаем развитие этой отрасли.
В данном случае наш интерес в Таджикистане заключается в том, чтобы больше инвестиций поступало в сельское хозяйство вашей страны. Кроме того, в этом же контексте Продовольственная и сельскохозяйственная программа ООН в Таджикистане (FAO) продвигает многие другие инициативы, связанные с семейным фермерством, поддержкой малого фермерства, потому что они являются самой уязвимой частью населения.
Мы будем стараться поддерживать их, чтобы в дальнейшем они могли освободиться от социальной зависимости от бюджета и социальной помощи правительства, что очень важно для всех нас.
Сельское хозяйство является тем бизнесом, тем механизмом, который может помочь развитию этих семьей. С другой стороны, хотел бы отметить эффективный опыт, которым владеет FAO.
Конечно, с трудовыми мигрантами работают и другие международные организации, тем не менее я хотел бы сообщить, что в этом деле у меня есть свой персональный опыт работы, который я накопил еще до приезда в Таджикистан. До приезда в вашу страну по линии FAO, я работал в Молдавии.
Именно в этой стране наша команда экспериментировала такую же схему поддержки трудовых мигрантов и инвестиций денежных переводов в реальный бизнес. Этот опыт был настолько успешен, что очень хочется его использовать уже в Таджикистане и помочь этим инвестициям развиваться.
- Каковы будут размеры вашей помощи?
— На данный момент я ничего конкретного сказать не могу, потому что размеры помощи еще не определены полностью. Но могу уже сейчас сообщить, что будут предложены два вида грантов: малый до 2000 долларов для небольших предприятий и средний — до 5000 или до 10000 долларов для среднего предпринимательства.
Это мы должны определить в зависимости от наличия ресурсов, которые будут выделены в рамках данного проекта. Ресурсы в начале деятельности проекта будут лимитированы, однако мы надеемся и построим такую систему, которая сможет привлечь дополнительные ресурсы, включая и государственную поддержку.
- Сколько целевых групп будет создано в данном проекте? И сколько семьей с помощью данного проекта освободятся от зависимости от средств денежных переводов?
— Если говорить о начальном этапе проекта, то в зависимости от наличия наших ресурсов можно говорить о нескольких сотнях семьей, то есть о нескольких сотнях маленьких инвестиционных проектов, которые будут поддержаны такими грантами.
Все же повторюсь, что это в принципе начальный этап проекта и мы надеемся на мобилизацию дополнительных ресурсов, которые помогут нам более шире развить этот проект и помочь трудовым мигрантам.
Очень важным аспектом данного проекта являются не только гранты, мы уверены, что одним из основных компонентов успеха должен быть необходимый уровень знаний получателей грантов. И мы будем инвестировать не только в сам грант, но и в знания семей мигрантов, которые намерены направить эти деньги на развитие экономики.
Мы хотим быть уверены в том, что деньги, которые они инвестируют, и гранты, которыми мы поможем инвестициям, будут поддержаны хорошими знаниями в бизнесе, в технологическом и в юридическом плане. То есть мигрант или члены его семьи, которые будут управлять этим бизнесом, будут иметь достаточные знания и построят успешный бизнес.
- Осуществляла ли Продовольственная и аграрная программа ООН подобные проекты в других странах?
— У FAO есть большой опыт работы с мигрантами, но в большинстве случаев наша организация работала с другими типами мигрантов, которые становятся мигрантами из-за различных конфликтов, из-за различных природных катаклизмов и природных условий.
В данном контексте мы говорим о Таджикистане, говорим о трудовых мигрантах, которые имеют какие-то средства и которые могли бы их инвестировать. Поэтому это немного другой тип мигранта.
Самый большой опыт, который существует у FAO, связан с передачей знаний и обучением мигрантов тому, как лучше организовать бизнес и вести свои дела, это во-первых.
Во-вторых, здесь приняли во внимание мой опыт работы в аналогичном проекте в Молдавии, который считается очень успешным проектом, так как до сих пор уже много лет внедряется при помощи различных доноров.
В первую очередь это конечно, государственная поддержка. Практически именно этот опыт будет использован в Таджикистане. Мы пытаемся перенять хороший опыт и внедрить его в вашей стране.
- Судя по Вашему рассказу, подобный проект дал хороший результат в Молдавии.
— Да, получили очень хороший результат и практически там, где мы работали и поддерживали эти проекты в Молдавии, у нас был 100-процентный успех. Могу с уверенностью сказать, что у нас никто не обанкротился. Может быть, у кого-то были проблемы в начале работы с тем, как внедрять проект, и с тем как инвестировать, но все практически успешно организовали свои инвестиции.
- По Вашему мнению, могут ли участники целевых групп данного проекта достичь хороших результатов без соответствующего обучения в планировании бизнеса?
— Я уверен, что без соответствующего уровня знаний реализовать на должном уровне проект практически невозможно. Как я уже говорил, одна из основных составляющих данного проекта, эта передача необходимых знаний будущим получателям грантов.
Мы будем уделять достаточное количество времени для подготовки мигрантов и их семей, которые будут инвестировать в то или иное производство с тем, чтобы они успешно инвестировали свои деньги и развивали свой бизнес, без этого нельзя достичь определенного успеха. И это одно из обязательных условий данного проекта.
- Когда начнется практическая реализация проекта?
— Мы планируем приступить к этой ответственной работе в 2017 году. Сейчас мы проходим финальный этап подготовки проектных документаций, затем начнется координация действий. После этого пройдёт официальная консультация с правительством, и в итоге состоится подписание проекта между FAO и правительством Таджикистана.
Необходимо отметить, что данный проект финансируется правительством Российской Федерации. А также следует подчеркнуть, что данный проект охватывает более широкий спектр вопросов, чем просто помощь мигрантам.
Он направлен на обеспечение продовольственной безопасности, и будет внедряться в трёх странах — Армении, Киргызстане и Таджикистане.
В рамках данного проекта будут проводиться мероприятия по разработке различных политик в области продовольственной безопасности, в области питания и его качества как в школах, так и в семьях.
То есть мы будем работать над такими элементами продовольственной безопасности, которые связаны с питанием. В Таджикистане мы начнем работу с выделением грантов для мигрантов, и у меня большие надежды на то, что нам удастся получить хорошие результаты.
- Можете ли Вы сказать, кроме России, какие международные организации участвуют в финансировании данного проекта?
— Данный проект финансируется Российской Федерацией. Продовольственная и сельскохозяйственная программа ООН в Таджикистане сотрудничает практически со всеми партнёрами по развитию.
Также мы работаем с такими международными финансовыми организациями, как Всемирный банк, Международный фонд развития сельского хозяйства, Азиатский банк развития, Исламский банк развития.
Кроме этого, мы работаем с различными донорами, с такими как правительства Турции, Австрии, Германии, конечно же, с Евросоюзом, который является одним из основных доноров для Таджикистана.
- После успешного завершения проекта есть ли у Вашей программы намерение или конкретный план продолжить начатое дело в этом направлении?
— Да, я надеюсь, что данный проект не остановится на этой фазе. Наша задача в принципе — построение систему поддержки мигрантов, выдача грантов и продолжение обучения, также подготовка кадров, которые будут работать в этом направлении.
Это необходимо для того, чтобы мы могли предлагать ресурсы из различных источников — государственных или донорских с тем, чтобы система развивалась в дальнейшем., также надеюсь, что придёт время, когда мы просто сможем передать эту систему правительству, чтобы она работала практически в автономном режиме.