Теракты в Питерском метро еще раз продемонстрировали российскому обществу проблемы, исходящие от мигрантов как легальных, так и нелегальных из стран Средней Азии. А также всю сложность их решения.
Опять
ФСБ продолжает расследование питерского теракта. Только что в Подмосковье чекисты задержали предполагаемого организатора – Аброра Азимова, который якобы готовил смертника Акбаржона Джалилова. Речь, по сути, идет о подполье исламистов – выходцев из Средней Азии.
Психологический стресс от переезда в чужое общество, социальная неустроенность, чувство незащищенности делают их крайне уязвимыми для пропаганды исламизма прослойкой общества.
Неудивительно, что сейчас в России разгорелась дискуссия о том, как решать эту проблему. Некоторые горячие головы предлагают кардинальные и, на первый взгляд, правильные варианты решения. Во-первых, выдворить из РФ несколько миллионов нелегальных мигрантов, а также значительную часть легальных, без которых можно обойтись.
Во-вторых, отменить, наконец, безвизовый режим со странами Средней Азии, откуда в Россию и поступают потенциальные террористы.
Однако обе эти меры, пусть даже и кажущиеся на первый взгляд верными, не являются ответом на стоящие перед Россией вызовы. Более того, они создают новые, гораздо более опасные проблемы.
Из серых в белые схемы
Выдворение легальных и нелегальных трудовых мигрантов из России может привести к серьезным проблемам для российской экономики, целые сегменты которой опираются на труд приезжих. Да, в некоторых регионах уже идут эксперименты по замене среднеазиатских дворников на российских, однако это единичные случаи. Для полномасштабной замены гастарбайтеров на жителей депрессивных российских регионов необходима реализация комплексной и долгосрочной программы (подразумевающей, например, создание рынка дешевого съемного жилья для этих людей). А пока этой программы нет, отказываться от гастарбайтеров невозможно.
Например, на пересечении Московской кольцевой автодороги и Ярославского шоссе есть место, которое называется "рынком рабов". Там вдоль шоссе стоят десятки выходцев из Средней Азии, предлагающих свои услуги поденных рабочих. При этом они абсолютно не защищены от злоупотреблений "хозяев": значительную часть из них наниматели просто "кидают". Местные правоохранители знают о проблеме, но не решают ее, зачастую даже, по словам мигрантов, сами эксплуатируют "рабов". Если же эту проблему решить или, по крайней мере, снизить ее масштаб, то и экономике России будет хорошо, и мигранты будут устроены.
Проблема одна для всех
Но вот вопрос – а зачем их устраивать? Почему нельзя их отправить домой, поднимать экономики Таджикистана, Узбекистана, Кыргызстана? Да, там нет достаточного количества рабочих мест, но ведь это проблема местных властей.
К сожалению, проблемы местных властей в данном случае являются проблемами России. Если допустить социальный взрыв в одной из среднеазиатских республик (особенно, если этот взрыв возглавят исламисты), то по принципу домино возникнут серьезные проблемы и в других странах, что выльется в то, что: а) миллионы беженцев хлынут на российскую территорию, и б) возникнет "Сомали" в российском подбрюшье.
Фактически Россия оказалась в заложниках у неэффективной внутренней политики среднеазиатских стран. В том числе поэтому Кремль готов принимать больше мигрантов из Средней Азии.
В частности, во время визита в Таджикистан Владимир Путин пообещал амнистировать граждан этой страны, которые из-за незначительных нарушений получили запрет на въезд в Россию. Речь идет примерно о 200 тысячах человек – "студентов и каких-то других категорий граждан, которые не были вовлечены ни в какую противоправную деятельность", пояснил первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов.
А пока выбор делается, и российской власти, и российскому обществу, и самим мигрантам необходимо предпринять ряд шагов для того, чтобы хотя бы снизить остроту общей для всех проблемы радикализации среднеазиатских гастарбайтеров.
Власть, помимо ужесточения контроля за соблюдением трудового и миграционного законодательства, должна поддерживать меры по интеграции гастарбайтеров в российское общество. Например, финансированием проектов по адаптации прибывающих людей, просвещению их относительно норм российского законодательства, организации досуга и т.п. А также финансированием проектов по обучению русскому языку молодежи в среднеазиатских государствах.
Общество же должно помогать созданию дружественной среды для этих людей, уехавших из дома на чужбину не от хорошей жизни. Достаточно хотя бы здороваться на улице с дворниками-таджиками, а в офисе – с уборщицами-кыргызсками, а также прекратить любые меры бытовой дискриминации (за объявление о "сдаче квартир славянам" в других странах, например, можно нарваться на серьезные штрафы).
Сами же мигранты должны помнить, что они находятся в гостях, и от их поведения в России зависит не только пропитание их семей на родине, но и отношение россиян к их землякам.
Если власть, общество и мигранты будут вместе работать над решением проблемы, то все останутся в прибыли.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.