ДУШАНБЕ, 25 апр — Sputnik. Растущие цены на продукты в Таджикистане осложняют жизнь не только покупателям, но и продавцам, пишет ИноСМИ со ссылкой на Eurasianet.org.
На окраине Душанбе 27-летняя Зебо открыла собственный маленький магазинчик. Она надеялась, что таким образом поможет вытащить семью из бедности, но вместо спасательного круга магазин стал камнем на шее.
Чтобы открыть свою торговую точку, в 2010 году ее родители взяли ссуду в банке. От доходов, приносимых магазинчиком, зависит семья из 10 человек. Также из этих денег приходится погашать взятую в банке ссуду.
"Люди в панике — зарплаты маленькие, а цены постоянно растут. Людям приходится на всем экономить, и они стали покупать меньше мяса, масла и конфет. Берут только самое необходимое — муку, картошку, морковь и растительное масло. Мы не можем снижать цены, поскольку нам тоже приходится закупать продукцию по высоким расценкам. Нам тоже нужно как-то зарабатывать", — рассказывает девушка.
По ее словам, буквально месяц назад килограмм говядины стоил 32 сомони (3,8 доллара), а теперь — 40. Стоимость 50-килограммового мешка муки выросла с 320 до 370 сомони. Цены на картошку выросли с 2,6 до 5 сомони, на морковь — с 1,2 до 2,5 сомони.
Мировое эхо и сомони
Падение мировых цен на нефть и введенные Западом санкции в отношении России, отразились и на Таджикистане. Последствия сказываются на росте цен на продукты.
Скачки цен на пищевые продукты в определенной степени носят сезонный характер и являются результатом сезонного дефицита тех или иных товаров, но в этот раз рост цен также связан с ослаблением национальной валюты. С начала года курс сомони к доллару упал с 7,9 до 8,5.
Кроме того, раньше люди могли рассчитывать на финансовую поддержку извне, но и этот поток значительно ослабел. К 2016 году трудовые мигранты перечислили на родину всего 2 миллиарда долларов.
Рост курса доллара очень больно бьет по тем, кто, как и семья Зебо, брал в банке ссуды, индексированные в американской валюте.
"Мы взяли ссуду в долларах, когда курс находился на уровне 4,5 сомони за доллар, но мы зарабатываем в сомони. Нам уже пришлось продлить срок погашения долга, и в конечном итоге мы заплатим в два раза большую сумму, чем брали в банке", — говорит Зебо.
Теперь семья подумывает продать магазин и на вырученные деньги погасить долги.
"Это дешевле, чем дожидаться очередных скачков курса и переплачивать банку. Но все понимают, что вести бизнес сейчас крайне сложно, и покупателя на наш магазин нам не найти. Поэтому мы продолжаем работать", — добавила она.
Экономисты советуют
По мнению экспертов, экономику Таджикистана следует подхлестнуть, например, за счет увеличения объемов экспорта. Для этого необходимо привлечение иностранных финансовых средств и укрепление собственной национальной валюты.
По словам главного экономиста Евразийского банка развития Ярослава Лисоволика, в нынешней ситуации структурные реформы в реальном секторе экономики позволят несколько ослабить негативные явления в денежной сфере.
Напомним, что Нацбанк Таджикистана призвал банки бороться с валютными спекулянтами, которые покупают доллары, а затем нелегально продают их по отличной от официального курса цене.
На сегодняшний день сомони удалось незначительно укрепить свои позиции. Нацвалюта улучшила показатели с 8,85 до 8,81 сомони за доллар.