ДУШАНБЕ, 25 июл — Sputnik, Рубен Гарсия. МВД Таджикистана рассматривает возможность запрета фото и видеосъемки для очевидцев чрезвычайных происшествий, если они мешают работе правоохранителей и спасателей.
Об этом сообщил глава ведомства Рамазон Рахимзода на недавней пресс-конференции 21 июля. Вспоминая недавний пожар на крупнейшем рынке "Корвон" в Душанбе, министр отметил, что "множество зевак столпились возле места происшествия и снимали на камеру пожар, тем самым мешая пожарным ликвидировать возгорание".
И предложил внести соответствующие поправки в законодательство. Они предусматривают ответственность для граждан, чья деятельность невольно препятствует работе спасателей и полицейских по ликвидации последствия того или иного происшествия. Какое именно наказание ждет любителей подобных зрелищ, пока не сообщается.
Правда, неясно, насколько целесообразно вносить изменения в закон, потенциально ограничивающий свободу передачи информации, ссылаясь на один трагичный случай.
"Это только предложение министра внутренних дел, его личное мнение. До тех пор пока инициатива не стала законопроектом, не стоит говорить об ущемлении прав граждан. Тем более, что согласно действующему законодательству Республики Таджикистан доступ к информации о стихийных бедствиях и пожарах никак не ограничивается", — считает председатель Национальной ассоциации независимых СМИ РТ (НАНСМИТ) Нуриддин Каршибаев.
С другой стороны, Каршибаев признает, что при ликвидации последствий стихийных бедствий и чрезвычайных происшествий, вроде аварий на дорогах, граждане не должны отвлекать сотрудников правоохранительных органов и работников Комитета по чрезвычайным ситуациям.
Особенно если нахождение очевидцев, занятых фото и видеосъемкой в непосредственной близости от очага пожара, лавиноопасных участков или селевых потоков угрожает их собственной жизни и соответственно добавляет работы сотрудникам КЧС.
"Граждане не должны мешать проведению спасательных работ. Если это именно то, что имел в виду министр, то его ведомство должно самостоятельно принимать меры, чтобы граждане не создавали невольных препятствий во время стихийных бедствий. И МВД само должно оперативно предоставлять информацию о происшествиях", — подчеркнул Каршибаев Sputnik Таджикистан.
Но насколько часто сами КЧСовцы сталкиваются с очевидцами с фотокамерой, жаждущими запечатлеть зарево пожара или поток камней и грязи, сметающий машины с дороги в пропасть, — на этот вопрос порталу на условиях анонимности ответили двое сотрудников столичного КЧС.
"Не могу сказать, что это бывает так уж часто. Обычно, после оползня или лавины посторонних почти нет. Только люди, чьи родственники могли оказаться в беде, или местные жители, которые надеются спасти свое имущество", — сообщает один из спасателей.
Правда, это касается только тех сотрудников КЧС, кто работает в горных регионах и имеет дело с последствиями природных катаклизмов.
Совсем другое мнение у городских пожарных.
"Часто при подъезде к месту возгорания нам приходится пробираться через толпу, которая вышла посмотреть на пожар, или просто спешащих узнать, что случилось на улице. Это, конечно, снижает наши шансы на то, чтобы спасти людей и здание", — жалуется один из столичных огнеборцев.
Подобная инициатива выглядит наиболее логично, если смотреть на неё глазами руководства МВД. Случайные свидетели, проходящие мимо места преступления или желающие запечатлеть такую "диковинку" — работу действий бригады криминалистов, а то и убитую жертву преступления, — мало того, что отвлекают работников милиции, так еще и могут затоптать или случайно уничтожить улики и следы происшествия.
Но в то же время, очевидец, ведущий съемку на месте происшествия может поймать в объектив какую-то важную деталь, что может помочь следствию.
В любом случае, пока инициатива шефа правоохранителей не прошла обсуждение в меджлисе, она остается всего лишь личной задумкой Рамазона Рахимзода.