ДУШАНБЕ, 21 авг — Sputnik, Нилуфар Неккадам. Молодая и улыбчивая Гульнигор Тиллоева является отличным примером успешной таджикской молодежи. За ее плечами обучение в трех зарубежных вузах.
Уже при первой встрече Гульнигор кажется очень знакомой, наверное, потому что она была одной из победительниц конкурса "Зебосанам — 2011" на телеканале "Сафина".
Девушка уже 6 лет обучается за пределами Таджикистана и в настоящее время изучает миграционную политику России и процесс адаптации мигрантов из Таджикистана в российском обществе.
Основным вопросом, волнующим ее по данной проблеме, является распад семей вследствие миграции мужчин из Таджикистана.
Sputnik Таджикистан поговорил с Гульнигор об учебе, а также о проблемах таджикских мигрантов в России и других странах.
Полиглот с Памира
Гульнигор родилась в 1993 году в деревне Лангар Ишкашимского района Горно-Бадахшанской автономной области РТ в ваханской семье.
Окончив среднюю школу в родной деревне, девушка поступила на факультет социологии и политологии Американского университета в Центральной Азии, расположенного в столице Кыргызстана.
Получив степень бакалавра, она продолжила образование в магистратуре Ближневосточного технического университета в Анкаре и Берлинском университете имени Гумбольдта.
В детстве она мечтала стать журналисткой, но в девятом классе выбрала профессию политолога. Еще будучи студенткой, Гульнигор занималась изучением миграционных процессов.
В этом деле ей помогает знание девяти языков мира. Она владеет персидским, русским, английским, немецким, турецким и французским языками. Кроме того, Гульнигор свободно общается на трех памирских языках — родном ваханском, шугнанском и, как сама призналась, немножко на ишкашимском. Она также активна и в деле сохранения и изучения памирских языков.
Сильные духом мигранты
С мигрантами из Таджикистана Гульнигор общалась как в Кыргызстане, так и в России, Турции и Германии, но решающее влияние на ее выбор оказало знакомство с беженцами из Ирака, Сирии и Афганистана в Турции.
"Я ходила с волонтерами по домам, в которые расселили беженцев, и слушала много историй. В основном они все похожи между собой. Люди рассказывали, как их привычная жизнь внезапно закончилась и им пришлось не по своей воле переехать в другое государство.
Очевидно, что беженцы покинули родину из соображений безопасности, но в новой стране они столкнулись с экономическими, социальными и психологическими проблемами.
"Одна женщина из Сирии говорила: я никак не могу выйти из шока. Вроде бы я тут, но я не понимаю, почему, хотя, конечно, я знаю, что дома война. — Больше всего меня поразило, что эти люди, попавшие в сложные обстоятельства, остаются жизнерадостными. У них такая открытая душа, светлые глаза, они такие добрые. Я была удивлена их силе и добродушию. Это очень впечатляет, когда люди не сдаются, несмотря ни на что", — говорит Гульнигор.
Именно после встречи с ними девушка выбрала темой своей магистерской диссертации процесс миграции и адаптации мигрантов в иностранных обществах.
"До этого я намеревалась исследовать гендерный вопрос, но со временем поняла важность процессов миграции. Думаю, что знания и опыт, полученные мной в международных университетах и организациях пригодятся и другим", — сказала Гульнигор в интервью Sputnik Таджикистан.
Учеба за рубежом — где дороже
Сравнивая условия обучения в Турции, Германии и Кыргызстане Гульнигор отмечает, что таджикским студентам намного проще обучаться в Кыргызстане и не только по финансовым соображениям. Но так как уровень жизни в Кыргызстане находится на довольно низком уровне, то эта страна сама является страной-поставщиком мигрантов.
По ее словам, студенту, который получает стипендию и проживает в общежитии, на месяц требуется около 150 евро.
Обучение и проживание в Турции выходит дешевле, чем в Германии, где высокий уровень жизни даже при бесплатном образовании все равно требует больших расходов.
Для учебы в Германии требуется от 850 евро в кошельке. И дело не в дороговизне (проживание в общежитии стоит около 210 евро в месяц), а в правилах для приезжих. Такая "денежная подушка" необходима каждому студенту на случай непредвиденных обстоятельств. Всего в месяц уходит примерно 450-500 евро. Тем не менее учеба в Германии имеет ряд преимуществ.
"В Германии высокий уровень жизни. Правительство обеспечивает студентов стипендиями, а мигрантов и беженцев — пособием по безработице, и всех — различными социальными страховками. В Германии ни один нуждающийся не останется без медицинской помощи. Студентам предоставляются значительные скидки", — рассказывает она.
Что касается адаптации таджиков в иностранных обществах, то, по словам Гульнигор, из-за некоторого сходства в религиозном и культурном плане с кыргызами и турками, таджикским студентам проще адаптироваться к жизни в Кыргызстане и Турции.
В Германии им помогают адаптироваться такие организации, как Германская служба академических обменов (DAAD), "Эразмус" — некоммерческая программа Евросоюза по обмену студентами и преподавателями.
"Все таджикские студенты, обучающиеся в Германии по этим программам, получают отличные знания. Они все владеют английским или немецким, или обоими языками на высоком уровне", — подчеркивает она.
Кто может найти работу в Германии
Гульнигор отмечает, что, помимо студентов, в Германии могут хорошо обосноваться и мигранты, являющиеся квалифицированными специалистами, так как там при найме на работу не принимают во внимание наличие или отсутствие гражданства.
"В Германии при найме на работу особо ценятся научные достижения и особенно опыт в таких странах, как Таджикистан. Конечно, знание английского, или что важнее, немецкого языка открывает мигранту дверь во многие организации", — подчеркивает она.
По ее словам, в последнее время, с увеличением потока мигрантов из стран Ближнего Востока и Центральной Азии, в Германии существенно вырос спрос на журналистов или специалистов со знанием персидского, арабского и русского языков.
"Выпускники таджикских университетов, владеющие персидским, русским или английским, легко могут найти себе достойную работу в стране", — подчеркивает Гульнигор.
По ее словам, в Германии проживает достаточно много таджиков и выходцев из Таджикистана, многие учатся, некоторые работают в разных организациях и учреждениях.
"Германия как крупная мигрантопринимающая страна жестко регламентирует каждый шаг приезжих на своей территории, обеспечивая их местом временного проживания, единовременными пособиями, обучая языку и профессиям", — отмечает Гульнигор.
К чему нужно быть готовым
Гульнигор живет за границей с 17 лет, поэтому смело может давать советы другим о том, как следует себя вести за границей.
По ее словам, молодым людям стоит быть готовыми к новому месту еще до отъезда, то есть поискать по соцсетям возможных одногруппников, познакомиться с кем-то из этого города.
Важно выяснить бюрократические моменты по оформлению документов, а также присмотреть себе жилье или подать заявление на комнату в общежитии.
"К примеру, в Германии я подавала прошение о предоставлении мне комнаты за 10 месяцев до приезда", — рассказывает она.
Кроме этого, стоит учесть, что методы преподавания и обучения будут существенно другими, независимо от выбранной специальности.
Также зачастую студент, сам того не зная, может нарушить закон, превысив допустимое количество часов в неделю, разрешенных для подработки.
Жизнь таджикских мигрантов в России
По мнению девушки, уезжающие за рубеж таджикские граждане сталкиваются с теми же проблемами, что и все другие мигранты. Они тоже скучают по родным и близким, испытывают финансовые сложности и проблемы при социализации в новом обществе.
По словам Гульнигор, многие из таджикских мигрантов первого поколения давно сменили место постоянного проживания и стали полноправными гражданами России. Они полностью адаптировались в российском обществе.
Но мигрантам из второго поколения повезло меньше. Сезонная миграция не приносит стабильного и большого дохода, а отсутствие мужчин в семьях отрицательно сказывается на воспитании подрастающего поколения.
"Это последствие миграции, помимо других, тоже надо исследовать и всегда учитывать, так как отсутствие отца в семье оказывает отрицательное влияние на психику детей, что в масштабе целого народа будет иметь серьезные последствия", — подчеркивает Гульнигор.
Что дальше
На данный момент девушка заканчивает написание диплома.
"Планирую все сдать до декабря 2017 года. Я подавала заявление на прохождение практики в Европейской комиссии. Жду окончательного ответа, если все сложится, то с октября буду жить и работать в Брюсселе", — говорит она.
После этого в ее планах поработать 3-4 года, а дальше поступать в аспирантуру по теме миграции и прав человека.
"Естественно, я хочу вернуться в Таджикистан. Свою страну я очень люблю, но когда именно вернусь, пока не знаю", — улыбается Гульнигор.
Будущее Таджикистана
Гульнигор намерена глубже изучить миграционную проблематику в магистратуре, так как проблема миграции в Европе сегодня является одной из актуальнейших тем, а в Германии условия для исследований наиболее благоприятные. По завершении обучения она собирается трудиться в сфере правового обеспечения мигрантов.