ДУШАНБЕ, 2 сен — Sputnik. Земля — тяжелая и жесткая. С большим трудом Батыру удается воткнуть в нее лопату. Он становится на нее сверху для большей эффективности. С приглушенным звуком кусок земли падает в тачку. Куски земли Батыра — большие, после шести подходов тачка уже полна. Теперь он везет ее через двор к спуску, чтобы выгрузить. Через несколько таких подходов у Батыра на лбу выступает пот.
Он родился в небольшом городке Пенджикенте, в 60-ти километрах к востоку от узбекского Самарканда и в 240 километрах северо-западнее Душанбе, столицы Таджикистана. У него таджикский паспорт, но узбекские корни. В паспорте написано, что ему 32 года, но загорелый, жилистый мужчина с округлым дружелюбным лицом выглядит старше, даже когда пытается спрятать лысину под кепкой. Морщины под глазами — практически такие же глубокие, как и прорези в земле от лопаты. Глаза умные.
"У себя на родине я учитель", — цитирует Батыра ИноСМИ со ссылкой на немецкую газету Handelsblatt.
Он закончил обучение дистанционно, еще когда проходил военную службу. Вероятно, поэтому он устроился в школе военруком. Раньше такого предмета в школах не было, сейчас он обязательный для десяти- и одиннадцатиклассников, "даже для девочек", рассказывает Батыр на ломаном русском. Но на зарплату учителя не прожить.
"Учителя зарабатывают в пересчете 100 долларов в месяц, а цены тем временем почти такие же, как в России", — сетует Батыр.
Средняя зарплата в Таджикистане, по данным статистики стран СНГ, составляет 127 долларов в месяц, это самый низкий показатель среди постсоветских республик. Поэтому Батыр каждый год ездит летом в Россию на заработки на стройке.
Батыр в сентябре опять поедет в Пенджикент, поскольку его там ждет семья.Чтобы успеть закончить работу в срок на его новом строительном объекте, ему приходится торопиться.
После окончания земляных работ он везет в тачке песок и гравий, который вместе с Уткером (бригадир — ред.) смешивает с выкопанной землей. Через два дня делается самое важное — из гравия, песка и цемента они замешивают бетон, распределяют его и выравнивают.
Они довольны своей работой и зарплатой.
"За три дня я получил больше, чем обычно за месяц. Если затем захотят еще положить плитку, тогда будут ждать меня. Я в следующем году снова приеду и сделаю для них все качественно и по хорошей цене", — радостно говорит Батыр.
Таджикистан — единственная страна на постсоветском пространстве, откуда продолжает расти поток мигрантов в Россию. Согласно исследованиям, число мигрантов, которые приезжают в Россию из стран СНГ, сократилось. Ученые объясняют это отсутствием стимулов ехать в Россию.
Причин много: ужесточение законодательства, расширение черных списков, уменьшение зарплаты в связи с финансовыми условиями в России.
Группа таджикских экспертов разработала пакет рекомендаций правительству республики по решению насущных проблем трудовой миграции в стране. Так, эксперты считают своевременным принятие отдельной среднесрочной стратегии по трудовой миграции с обозначением в ней четких приоритетов и задач по вопросам не только реинтеграции трудовых мигрантов, но и по их подготовке к дальнейшему выезду, а также обеспечению правовой, социальной и медицинской защитой.
Властям необходимо двигаться в сторону либерализации миграционного законодательства России, а не ужесточения, считает замглавы президентского Совета по правам человека (СПЧ) Евгений Бобров.
По его словам, миграционные законы должны стать ясны и понятны всем, в особенности иностранным гражданам.
"Нужно как раз больше либерализовывать и делать миграционное законодательство ясным и понятным, чтобы иностранцы знали, как они себя должны вести и чего не должны нарушать, и россияне не видели в них угрозу, и сами иностранцы не становились жертвами преступлений", — сказал он.
Такие меры приведут к тому, что мигранты не будут уходить в тень и бояться депортации. Такое мнение политик высказал, комментируя предложение первого зампреда Комитета Совфеда по обороне и безопасности Франца Клинцевича о том, что Россия должна ввести визовый режим со странами Центральной Азии.