ДУШАНБЕ, 13 ноя — Sputnik. В Самарканде прошла международная конференция по вопросам развития и безопасности стран Центральной Азии. На ней шла речь о существующих проблемах, рисках и — самое главное — о перспективах сотрудничества стран центральноазиатской пятерки.
Форум проходил при поддержке 10 ведущих международных организаций, прежде всего ООН, и собрал более 500 участников из 20-ти стран мира. Среди главных тем такого представительного собрания были обозначены проблемы безопасности в регионе, сотрудничество в водно-экологической сфере, содействие по предотвращению вызовов и угроз в Центральной Азии, а также перспективы дальнейшего взаимодействия.
Да и состав участников был впечатляющим: от принимающей стороны — президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев, главы и представители МИД всех пяти стран Центральной Азии, а также Афганистана, Ирана, Индии, Пакистана и Турции, председатель Исполкома СНГ Сергей Лебедев, генеральный секретарь Шанхайской организации сотрудничества Рашид Алимов, замглавы МИД РФ Александр Панкин, а также генсек ОБСЕ Томас Гремингер, верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини и десятки экспертов из России, Азии, Европы и США.
Палитра мнений оказалась весьма яркой, и, несмотря на различные подходы тех или иных стран, все сошлись на том, что Центральной Азии пора самостоятельно вести региональную политику и действовать в своих интересах по всем направлениям без ущерба для соседей.
Открыл конференцию президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев, который своим выступлением, по сути, задал вектор и тон всей последующей дискуссии.
В начале своей речи глава государства упомянул о стратегическом положении региона, который граничит с такими державами, как Россия и Китай, а также остается одним из ключевых транзитных узлов на пути между Востоком и Азией.
"Регион богат природными ресурсами, здесь накоплен уникальный культурно-цивилизационный потенциал, оказавший определяющее влияние на развитие целых стран и многих регионов. В то же время в Центральной Азии пересекаются интересы мировых держав, регион примыкает к очагам нестабильности и конфликтов, испытывая на себе все негативные процессы, происходящие в ближнем и дальнем зарубежье", — подчеркнул Мирзиёев.
В этой связи он задается риторическим вопросом: как дальше будет развиваться этот регион — по пути сотрудничества и прогресса или через постоянные противостояния и соперничество. Отвечая на свой вопрос, он выразил позицию Ташкента по разрешению всех имеющихся конфликтов с необходимостью проведения взаимовыгодной и добрососедской политики в регионе.
"Наша общая цель — превратить Центральную Азию в стабильный, экономически развитый и процветающий регион. Для этого нам необходимо устранить условия и причины, провоцирующие и подпитывающие конфликтный потенциал, обеспечив сопряжение национальных перспектив с региональными приоритетами", — подчеркнул президент.
В качестве рецепта реализации подобной политики он назвал поиск компромиссов по самым болезненным и проблемным вопросам, начиная с границ и водопользования и заканчивая транзитом и торговлей.
Еще один и, пожалуй, главный инструмент объединения усилий всех стран ЦА по развитию региона и каждой страны в частности — это создание консультативного совета глав государств Центральной Азии, которые бы могли в таком формате обсуждать региональные проблемы и находить наилучшие пути их решения.
"Центральная Азия — это уникальный регион возможностей и огромного нереализованного потенциала. Обеспечение устойчивого развития, стабильности и процветания в регионе — общая и вполне выполнимая задача, а конференция в Самарканде станет еще одним шагом к построению нашего общего центральноазиатского дома", — заключил Шавкат Мирзиёев.
Европа наблюдает и одобряет
Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини подчеркнула особые культурные традиции и богатейшую историю Центральной Азии, особенно Самарканда, заметив, что, даже спустя несколько десятилетий существования СССР, народы не забыли о своей культуре и своих обычаях.
Особое внимание Могерини уделила вопросам безопасности в ЦА, так как, по ее словам, обстановка на Ближнем Востоке и в Афганистане волнует не только непосредственных соседей этих очагов напряженности, но и Европу. Именно поэтому Старый Свет заинтересован в сильной Центральной Азии.
Еще один аспект сотрудничества — гуманитарное взаимодействие: так, тысячи студентов ежегодно обучаются в ЕС, получают знания и вкладываются затем в национальные экономики. Таким образом, Евросоюз выразил всестороннюю поддержку развитию кооперации и интеграции в ЦА, что придаст новый импульс для региона и станет еще более привлекательным направлением для торгово-экономических связей и инвестиционных проектов.
При этом ЕС продолжит участвовать в гуманитарных проектах, а также поможет решать проблемы экологии и водопользования.
Между нами говоря
От европейского ракурса вновь вернулись к внутриазиатской дискуссии, предоставив слово главам и представителям внешнеполитических ведомств центральноазиатских стран. Первым на трибуну поднялся министр иностранных дел Казахстана Кайрат Абдрахманов, который после приветственных слов и комплимента руководителю Узбекистана решил, в отличие от прочих своих коллег из ЦА, продолжить выступление по-английски. Среди инициатив самой большой по площади республики Центральной Азии — создание в регионе собственной зоны мира и безопасности.
"Президент Нурсултан Назарбаев в своем политическом обращении к Совету Безопасности ООН в начале 2017 года предложил создать модельную зону мира, безопасности и сотрудничества в Центральной Азии и Афганистане, откуда дух доверия и сотрудничества будет распространяться на соседние страны и регионы", — отметил Абдрахманов.
Говоря об инициативе Шавката Мирзиёева провести встречу глав ЦА, казахстанский министр отметил, что Астана готова была бы принять мероприятие такого уровня, к примеру, накануне праздника Навруз — то есть уже весной 2018 года.
Глава МИД Кыргызстана Эрлан Абдылдаев также внес ряд конкретных предложений, достойных общего обсуждения, начиная с необходимости сохранения ледников в верховьях гор и заканчивая урановым наследием, которое несет серьезные риски для ЦА.
Кыргызстан также поддержал инициативу Ташкента о регулярных встречах на высшем уровне для укрепления связей стран ЦА.
"Мы хотим видеть наш богатый регион политически стабильным и экономически процветающим", — отметил министр, поэтично закончив свое выступление цитатой Чингиза Айтматова о взаимопонимании, благодаря которому, вопреки разногласиям, можно идти к общей цели.
Как и прежние ораторы, он обратился к вопросам экономики, видя перспективы развития двустороннего формата в региональных программах для свободного перемещения товаров внутри Центральной Азии. Ну и, безусловно, не забыл официальный Душанбе напомнить и о водном вопросе, который также необходимо решать сообща.
Схожие проблемы и у Туркменистана, который все активнее начинает участвовать в жизни региона, особенно по гуманитарному содействию в урегулировании афганского конфликта, а также в вопросах экологии.
Что касается безопасности, то, по словам заместителя премьера Туркменистана Рашида Мередова, у страны высокий транспортно-логистический потенциал, который можно использовать на благо всех остальных государств ЦА. В целом же соседи показали солидарность по ключевым темам, хотя, как позднее заметят эксперты, некоторые амбиции и собственные интересы отдельных стран все еще не дают возможности для полного и бескомпромиссного согласия.
Транспорт, толерантность и заслон от террора
Если представители стран региона больше сосредоточились на имеющихся задачах и проблемах, то руководители СНГ и ШОС предпочли напомнить и об успехах в рамках этих двух проектов, что показывает эффективность подобной слаженной работы. Так, по словам генсека Шанхайской организации сотрудничества Рашида Алимова, в рамках Региональной антитеррористической структуры ШОС и в других форматах центральноазиатские страны показали эффективность в совместной борьбе с террористической угрозой, что уже сегодня дает свои плоды и позволяет говорить о некотором прогрессе в этом непростом вопросе.
В свою очередь председатель Исполкома СНГ Сергей Лебедев подчеркнул, что решать проблему безопасности без развития экономики и наоборот — укрепить экономику без соответствующего уровня защиты от внешних угроз — невозможно. Только координация и объединение усилий позволят обеспечить стабильность и рост, миновав риски. При этом, подчеркнул Лебедев, не стоит в борьбе с терроризмом опираться лишь на силовые меры, необходимо действовать и превентивно, борясь с первопричиной развития терроризма и экстремизма, создавая благоприятные условия для жизни в регионе.
Российскую делегацию на форуме представлял заместитель министра иностранных дел Александр Панкин, который призвал активизировать взаимодействие в рамках ШОС, СНГ, ОДКБ, а в экономическом плане — ЕАЭС.
"Россия была и остается стратегическим партнером для стран Центральной Азии. За последнее время РФ направила на поддержку устойчивого развития стран этого региона в общей сложности 6 миллиардов долларов. Для борьбы с общими угрозами необходимо активнее задействовать уже зарекомендовавшие себя структуры, например, РАТС ШОС", — подчеркнул российский дипломат, пожелавший центральноазиатской пятерке процветания и стабильности, заверив в полной поддержке этих начинаний со стороны РФ.
Меж Востоком и Западом
В продолжившейся дискуссии слово получили представители практически всех частей света, начиная от соседних Афганистана, Пакистана, Индии, Ирана и Китая, и заканчивая, казалось бы, далекими Японией и США. Каждая страна по-своему видит участие в центральноазиатских проектах, делая упор на те или иные сферы.
Так, США продолжают говорить о серьезном военном присутствии для искоренения угрозы терроризма, но при этом призывают страны взаимодействовать в решении конфликта. Что касается интересов Вашингтона в ЦА, то сейчас, по словам выступавших американских экспертов, у США нет цели полностью сосредоточиться на этом регионе. Однако взаимодействие по ключевым проблемам, и прежде всего афганской, будет продолжено. Одним из положительных примеров был назван формат С5+1.
Афганистан сейчас главная точка нестабильности в регионе, где чуть ли не 40% составляют талибы, а террористы просто воспользовались существовавшим вакуумом власти, уверен советник министра иностранных дел Пакистана Насир Хан Джануджуа. По его словам, стране не хватает сильного лидера, за которым бы пошла большая часть населения.
В этом контексте для стран ЦА такое соседство выглядит тревожным. Обладая всеми возможностями и ресурсами, полагает представитель Пакистана, центральноазиатской пятерке необходимо сотрудничать, а не конкурировать, чтобы вместе противостоять возможной угрозе.
В свою очередь Афганистан в лице главы МИД Саллахуддина Раббани парировал выпады соседей довольно жесткими высказываниями. Так, он упомянул, что во многом террористическая угроза носит внешний характер, так как 25% террористов именно иностранцы. Кроме того, он добавил, что Афганистан давно уже не стоит воспринимать как страну-угрозу, ибо это государство с мощным экономическим потенциалом и серьезными возможностями.
Об этом говорят и перспективы развития металлургии, энергетики и торговля, а уже намеченные с соседними странами, в том числе с Узбекистаном, совместные проекты только придадут этому новый импульс, уверены в Кабуле.
Иран же в этой части выступил в роли некоего третейского судьи, призвав соседние страны провести представительный форум по афганской проблеме, которую необходимо решать исключительно в комплексе, а не только в одном из форматов. Если у ближайших соседей преобладает интерес безопасности в ЦА и расположенном рядом Афганистане, то у той же Японии более предметные цели — инвестиции, гуманитарное сотрудничество, образование и инновации. Тем более что в последние годы связи стран ЦА со Страной восходящего солнца заметно укрепились.
Многое должна прояснить и показать наметившаяся встреча глав государств ЦА, если, как было заявлено, она состоится ближайшей весной в Астане или где-то еще на просторах одного из ключевых на сегодняшний день регионов мира — Центральной Азии.