Видеомост Москва – Астана – Бишкек – Ереван – Минск, посвященный проблеме распространения исламского экстремизма на постсоветском пространстве, прошел в столице России.
Эксперты описали состояние проблемы в разных странах СНГ.
В Центральной Азии есть угроза вовлечения граждан в террористическую деятельность, отметил директор Центра исследований проблем Центральной Азии и Афганистана Института международных исследований МГИМО МИД России Андрей Казанцев.
По его словам, в Казахстане изначально не было такой угрозы, но потом там появились силы, которые заинтересованы в терроризме. К ним относятся уйгуры из Китая и кавказские диаспоры, отметил эксперт.
По словам Андрея Казанцева, в Кыргызстане похожая ситуация, кроме южной части страны, где проживает узбекское меньшинство. Но сейчас и на севере Кыргызстана растет число салафитских группировок (направление в суннитском исламе), срощенных с криминалом, то есть переходящий на радикальные исламистские позиции, криминал.
"В Узбекистане есть очень сильные силовые структуры, которые эффективно подавляют террористическую деятельность на собственной территории, но они начинают переносить деятельность на соседние страны: ИДУ ("Исламское движение Узбекистана", организация запрещена в РФ — ред.), Афганистан, Баткенский инцидент — всем известные факты", — сказал Андрей Казанцев.
Эксперт отметил, что в Узбекистане есть внутренняя нестабильность, которая тоже провоцирует терроризм.
В Туркменистане ситуация плохо известна, поскольку туркменское правительство отрицает наличие терроризма в стране, но зарубежные источники показывают другое, рассказал эксперт.
"Что касается Таджикистана, то там, к сожалению, есть рост угрозы экстремизма. Часть оппозиции, которая отличалась умеренным исламизмом, перешла на более радикальные позиции, это создает условия, связанные с вербовкой", — сказал Андрей Казанцев.
Подробнее о ситуации в Таджикистане и других странах ЦА слушайте в нашем подкасте.