ДУШАНБЕ, 28 апр — Sputnik, Тимур Селиванов. Жители Москвы смогут попытаться выучить языки стран-участниц СНГ весной 2019 года в рамках "Школы языков соседей".
Эта "Школа" планирует открыть свои двери в пятый раз: она уже работала в российской столице с 2014 по 2016 годы.
О языковом проекте корреспондент Sputnik поговорил с автором идеи Ольгой Житлиной и организатором проекта Вероникой Сергеевой.
Утопия против ксенофобии в Москве
Первые годы "Школа языков соседей" называлась "Школой языков мигрантов". Она выросла из арт-проекта Ольги Житлиной "Агентство утопических новостей".
В 2012-2014-х художница опубликовала в СМИ серию текстов о якобы состоявшихся в России реформах: полицейским раздали конфетти вместо дубинок, а на улицах Петербурга установили душевые кабины для бомжей.
В одном из выпусков "Агентства" Житлина объявила: в крупных российских городах появятся школы с углубленным изучением узбекского, таджикского и других языков мигрантов.
Эту идею решили воплотить, пусть и без всероссийского размаха, сотрудники московского Парка искусств "МУЗЕОН". Поначалу речь шла о нескольких уроках в центре города. В ходе подготовки проект превратился в "Школу языков мигрантов" и разросся до трехмесячных курсов четырех языков — таджикского, узбекского, казахского и молдавского.
Организатор школы Вероника Сергеева рассказывает:
"Мы очень переживали, сможем ли набрать студентов на курсы. К нашему удивлению, на анонс откликнулось очень много людей. Одни просто интересовались культурой стран-соседок, у других были зарубежные родственники, а третьим язык пригодился бы по работе или учебе. А вот найти преподавателей с опытом работы, а не просто носителей языка, было действительно непросто".
Житлина не принимала участия в проекте. Она не слишком довольна тем, на каком политическом фоне родилась "Школа":
"Правительство Москвы поддержало "Школу" и таким образом отреагировало на погром в Бирюлево в 2013. Думаю, это была косметическая мера, и проблему ксенофобии ей было не решить. Вряд ли аудитория этих языковых курсов состояла из жителей южных окраин Москвы. Впрочем, я рада, что этот проект вообще состоялся".
"Свой" в Душанбе говорит на таджикском
"Школа языков мигрантов" прошла в Москве трижды — летом и осенью 2014, и летом 2015-го. За это время организаторам пришло множество запросов на курсы по другим языкам стран-участниц СНГ. В 2016 Сергеева решила переименовать и расширить идею: так появилась "Школа языков соседей" с десятью курсами по языкам государств Содружества, (кроме русского), каждый на четыре месяца.
Если до этого на курсы мог подать заявку любой, то теперь проводится более строгий отбор:
"Все желающие писали мотивационное письмо. В приоритете у нас были те, для кого новый язык — это рабочий инструмент. Скажем, если человек пишет диссертацию об армянской диаспоре в Иране — значит, армянский язык ему действительно нужен. Отказов было много: к нам пришло восемьсот заявок, а приняли мы на курс только сто двадцать человек", — поясняет Сергеева.
Результаты Школы дали о себе знать: один из учеников благодаря курсам таджикского получил повышение на работе и зачастил с командировками в Душанбе, где его приняли "как своего". Школьная учительница из Москвы смогла наладить связь с мальчиками-армянами из своего класса, выучив их родной язык.
Самым популярным языком на первом курсе в 2014 году был таджикский.
По мнению Сергеевой, дело тут в широком распространении фарси: на таджикском можно общаться даже с иранцами. В 2016-м пальму первенства взял армянский язык, на курсы записалось много представителей диаспоры.
Не мигранты, а соседи в Москве
Школу в 2016 Сергеева устраивала вдвоем с коллегой, специалисткой по SMM. После неполного года напряженной ежедневной работы организатор решила взять перерыв, но сейчас она хочет возродить идею — теперь с командой единомышленников.
"Главная проблема Школы — в финансировании. В 2016 мне дал грант Фонд поддержки публичной дипломатии имени Горчакова, но будут ли они финансировать нас в дальнейшем, неизвестно. Делать курсы платными не хочется, но, возможно, мы прибегнем к софинансированию — чтобы человек частично оплачивал свою учебу, а основные расходы мы бы покрывали сами", — поясняет Сергеева.
Многие преподаватели, которые работали в Школе раньше, жили в России по трудовому контракту и уже возвратились на родину. Сергеевой и ее команде придется искать новые контакты с новыми преподавателями.
"В прошлые годы мы отдавали организацию уроков на откуп самим преподавателям. Времени и сил следить за всеми курсами не было. Пара преподавателей в Школе, к сожалению, не были большими специалистами в своем деле. В результате, некоторые студенты уходили с курсов разочарованными.
Теперь мы хотим заранее обговаривать методики преподавания и содержание курсов", — отметила организатор.
Новая Школа, по задумке Сергеевой, должна стать чем-то большим, чем просто языковые курсы: студенты встретятся с представителями разных стран, прослушают лекции об их культуре. "Школа языков соседей" звучит дружелюбней, чем "мигрантов", так что с этим названием движение и будет возрождаться.
Новый набор может открыться весной 2019 — если организатор соберет команду и получит финансирование.