ДУШАНБЕ, 9 мая — Sputnik. Уроженцы и граждане Таджикистана прошли торжественным шествием по Москве 9 мая в рамках акции "Бессмертный полк".
Таким образом сотни людей почтили в День Победы ветеранов, выигравших Великую Отечественную войну.
Сегодня в Москве уже 8 раз подряд прошла акция "Бессмертный полк", где потомки солдат, офицеров, матросов, партизан и тружеников тыла, то есть всех тех, кто вынес на своих плечах победу в войне, прошли с фотографиями своих родственников.
Отдельной колонной в составе "Бессмертного полка" прошли и уроженцы Таджикистана.
Еще в самом начале шествия на Тверской улице, таджикскую колонну было видать издалека: взрослые и дети в традиционных тюбетейках; красивый плакат организаторов-культурного центра "НУР"; над головами ветер развивает красно-бело-зеленые флаги республики на пару с российским триколором.
Но главное, конечно, портреты. Со старых фотографий смотрят люди давно умершие, но живые в памяти.
Охотник на "Тигров", опытный командир и храбрый офицер: таджики — Герои СССР
Вот пожилой мужчина с аккуратной седой бородой без усов, с лицом суровым и строгим, в синей тюбетейкеи простой черной куртке, поверх которой несколько медалей и орденов.
Имя его Султонбех Бахтиёров. В отличие от многих соотечественников, сотни тысяч которых с фронта так и не вернулись, Султонбеку повезло пройти войну и прожить еще много лет: умер он только в 2010 году.
Вот Курбонбек Худойров в военной форме образца конца 30-х, еще без погон. Судя по фото, войну он встретил совсем молодым, на вид ему лет 18-20, никак не больше.
А вот улыбчивый парень с георгиевской ленточкой на рюкзаке держит портрет своего, вероятно, родственника Муминшоева Тутишо. Как и сам парень, Тутишо слегка улыбается на фото, а на его лацкане его пиджака — ряд медалей и орденские колодки.
Здесь портреты не только этнических таджиков, но и тех, кто призывался из Таджикистана или остался там жить уже после войны. Так, молодая смуглая девушка в самом начале колонны несет портрет Андронова Ивана Николаевича.
И вот "Бессмертный полк" начинает движение по Тверской в сторону Кремля.
Если сперва в таджикской колонне было всего сотни полторы человек, то через полчаса ее постепенно догоняют опоздавшие, и к середине шествия под флагами Таджикистана собирается уже более тысячи человек.
Прошел от Москвы до Берлина: единственный афганец ВОВ Саид Парпишо
Впереди несколько женщин в яркой национальной одежде, и у каждой в руке дойра — большой громкий бубен. Они отбивают мелодии и поют песни, сначала национальные и местные, памирские, а затем и военные, хорошо знакомые каждому с детства.
Примерно километр спустя, в районе метро Маяковская, под звуки распеваемой ими "Катюши" откуда-то из толпы появился молодой человек в форме рядового Красной Армии с аккордеонном в руках.
На него вместо пилотки со звездой вмиг надели тюбетейку и попросили составить аккомпанемент таджикскому хору, что он с удовольствием и сделал. Такая вот дружба народов.
Хору подпевает Ниссо Худжаназарова, активистка "НУР", чей дед был ни много ни мало — первый таджикский генерал Мастибек Ташмухамедов.
"Я испытываю гордость от того, что второй год прихожу сюда и чту память моих отца и деда, воевавших тогда. Это радостное чувство, что мы вместе с представителями других наций можем пройти и проявить уважение памяти наших героическим родственникам", — считает Ниссо.
Неподалеку идут члены семьи Абдуллоева Чаргобдола, сержанта Павловской стрелковой дивизии Ленинградского фронта, доблестно защищавшей северную столицу России во время блокады.
"Он прошел всю войну, но уже под конец оказался в госпитале из-за ранения. Был контужен и получил обморожение ног в одной из военных операций", — рассказывает корреспонденту Sputnik Таджикистан родственница сержанта Абдуллоева.
Таких судеб здесь сотни, каждая в той или иной степени героическая. И родственники ветеранов отлично помнят судьбу своих отцов, дедов и прадедов. Ведь это то немногое, чем русские, таджики, белорусы, армяне — национальность не важна — могут отплатить за великий подвиг.
Любовь на фоне войны: история героев Виктора Петрушкова и Нины Аванесьянц
Всего же в "Бессмертном полку" в Москве приняли участие более миллиона человек. Немногим меньше — в Санкт-Петербурге.
Аналогичная акция прошла и в столице Таджикистана, Душанбе, где более 600 человек возложили цветы на мемориал в Парке Победы и прошли колонной в память о своих родственниках, погибших в Великую Отечественную войну.