ДУШАНБЕ, 9 мая — Sputnik, Иззат Латиф. Гражданин Афганистана Саид Парпишо валади Саидгул бойцом прошел всю Великую Отечественную войну (ВОВ) от Москвы до Берлина в рядах Красной Армии.
Минометчик Саид Парпишо, поддержавший СССР в войне против фашизма, прославился на весь союз. О нем писали в советских газетах "Правда", "Красная звезда" и в афганском печатном органе "Хакикати Инкилоби Савр".
Афганец был четырежды ранен в бою. За храбрость награжден орденами и медалями, среди которых был орден "Красной звезды", медаль "За отвагу".
Саид Парпишо дружил с главами Демократической Республики Афганистан Бабраком Кармалем и Наджибулло. Его знали и любили многие советские специалисты, переводчики, офицеры и солдаты находящиеся в Афганистане в составе ограниченного воинского контингента с 1979 по 1990ые.
Ветеран Саид Парпишо прожил 78 лет и умер в Кабуле в 1998 году.
Из Афганистана в Таджикистан
Саид Парпишо родился в 1920-м в Афганистане.
Кишлак Сарчашма провинции Бадахшан, где родился и вырос Саид, находится на границе с кишлаком Поршнева таджикского Горного Бадахшана. Там до сих пор живут родственники ветерана.
"Мой отец про него много рассказывал, он был моим двоюродным братом, — рассказывает майор афганской национальной армии Фарходшо валади Саидгул, заместитель командира правительственных войск в Зебоке провинции Бадахшан. — Жизнь в Афганистане была тяжелая, люди голодали. На той стороне реки Пяндж было все иначе, там был советский Памир, люди жили сытно, дети ходили в школу. Парпишо уже взрослым 19-летним парнем не раз переплывал реку, там, на той стороне жила тетя. Она помогали им с продовольствием".
Как-то раз афганца задержали советские пограничники. За нелегальное пересечение границы его приговорили к 5 годам тюремного заключения. Полгода он провел в Хороге, затем был переправлен в Ташкент. Там, в ташкентской тюрьме, он услышал о нападении фашистской Германии на СССР.
Мне всего 90 лет: ветеран ВОВ Виктор Зеленцов рассказал о боях и наградах
Четырежды раненый он прошел ВОВ от Москвы до Берлина
В первый год ВОВ ситуация на фронте была тяжелая, фашисты стремительно продвигались к Москве.
В тот период многие тюремные заключенные хотели сражаться за родину, и Саид Парпишо тоже записался добровольцем на фронт.
"Он рассказывал, что его не хотели брать, но настойчивостью добился своего. Из заключенных сформировали штрафной батальон, 6 месяцев обучали их в Самарканде и затем отправили на фронт под Москву", — рассказывает переводчик миссии врачей в Демократической республике Афганистан Мамаджон Гульджонов.
Боевое крещение афганец получил под Москвой, затем участвовал в боях на Курской дуге, был ранен. После госпиталя попал на Белорусский фронт. Освобождал Белоруссию и Польшу.
"К концу 1944 красноармеец Саид Парпишо не только получил уникальный боевой опыт, но и освоил специальность минометчика, его батальонный миномёт БМ-37 калибра 82 мм был грозным для врага оружием. В составе минометного расчета он вступил на землю Германии. После форсирования реки Одер Саид Парпишо получил четвертое осколочное ранение — в голову, и если бы не каска, он бы погиб. Бок о бок с советскими солдатами он сражался до дня Победы", — вспоминал доктор филологических наук Рахим Додхудоев, добавляя, что афганец был искренним и бесхитростным человеком.
В личной беседе с Додхудоевым ветеран признавался, что очень любил СССР и хотел остаться жить в этой стране.
По окончанию ВОВ его полк прибыл в Москву. Афганец был среди солдат Красной армии, получивших на полях ВОВ свыше четырех ранений, которых лично принял в Кремле Иосиф Сталин.
Затем на поезде Москва — Душанбе летом 1945 награжденный афганец приехал в Таджикистан. Из Душанбе солдат отправился к родной тете в кишлак Поршнева.
Однако хозяин дома выразил свои опасения, что его могут арестовать за то, что у него гостит афганец, хоть и с медалями и орденами.
Тогда Саид Парпишо рано утром завернул все награды в красноармейскую форму и снова, как в 1939, нелегально вплавь пересек советско-афганскую границу. И вновь история повторилась — он был арестован уже пограничниками Афганистана.
Три века и три войны 117-летнего ветерана ВОВ
В тюрьме у него отняли все ордена и медали
После долгих допросов арестованного отправили сначала в административный центр провинции Бадахшан — город Файзабад, а затем в Герат. Суд, обвинив его в шпионаже в пользу СССР, приговорил Парпишо к 8 годам тюремного заключения.
"Все ордена и медали у него забрали и после так и не вернули. Саид Парпишо уже отсидел больше половины срока, когда его стали выпускать днем в город, чтобы он мог заработать себе на пропитание, в тюрьмах его не хватало. Один раз на базаре он встретил советских инженеров, которые строили дорогу Кушка — Герат — Кандагар, услышал русскую речь", — говорит Гульджонов.
Когда инженеры узнали, что афганец хорошо говорит на русском языке, они попросили отправить его с ними в качестве переводчика. После долгих и настойчивых просьб Парпишо освободили. Работа на стройке подправила его финансовое положение, в Герате он женился. По окончанию стройки, забрав семью, он поехал на Родину в улусвали Шугнан. Матери уже не было в живых, поэтому он с семьей перебрался в Файзабад.
Эхо войны: как волонтеры Таджикистана ищут останки погибших солдат ВОВ
Сменилась власть, и изменилась жизнь афганца
Один из переводчиков советской миссии в Афганистане, Нажмиддин Шоинбодов вспоминает: "В 1979 в Демократической республике Афганистан к власти пришел Бабрак Кармаль. Он вызвал Саида к себе и долго с ним беседовал. Через несколько дней его в составе афганской делегации отправили в Советский Союз в Туркмению и Узбекистан. За то время, что он был в командировке, враги в Файзабаде утопили в реке Кукча его 10-летнего сынишку Анвара. Опасаясь за жизнь близких, афганец забрал семью и уехал в Кабул. Там он устроился на работу к советским строителям. Там же ему дали квартиру".
По словам Шоинбодова, когда приезжали специалисты с советского Таджикистана, он с радостью с ними встречался.
Когда был убит президент Наджибулла и к власти пришли талибы, Саид Парпишо забрал семью и уехал в пакистанский Карачи. Через несколько лет, они вернулись обратно в Кабул. В столице Афганистана ветеран жил до конца своих дней.
"История жизни Саида Парпишо трагична, но до конца своей жизни он не терял бодрости духа, оставался веселым и жизнерадостным человеком, — вспоминает Гульджонов. — Он ничего для себя не требовал, жил очень скромно. Он был грамотным и умным человеком, с широким кругозором. Любил посидеть в компании с советскими офицерами и специалистами. На таких дружеских застольях он пел советские песни, особенно любил "Катюшу". Когда он ее пел, то плакал, вспоминая Великую Отечественную войну, Советский Союз, страну, которую он любил и которую защищал".
Герои Советского Союза в ВОВ из Таджикистана: поименно…
Афганистан в годы ВОВ
Во время Второй мировой войны Афганистан объявил о своём нейтралитете и сохранял его до конца войны. Однако нейтралитет этот был скорее в пользу Германии.
Еще в годы Первой мировой войны немецкий генштабом была послана в Афганистан специальная группа разведчиков и военных специалистов с целью создать мощное антибританское вооруженное движение и расшатать ситуацию в соседней Индии.
С конца с начала 30-х годов в стране сформировалась группа молодых влиятельных чиновников, тесно сотрудничавших с германскими дипломатами и надеявшаяся за счет военной поддержки Берлина отторгнуть от СССР Хиву, Бухару и часть территорий Таджикистана.
Эти планы горячо поддерживали и многочисленные лидеры басмачей, бежавшие в Афганистан после того, как Советы окончательно установили свою власть в центральноазиатских республиках. Более того, они были готовы начать военные действия против СССР не дожидаясь помощи Германии.
Так, в ночь с 8 на 9 сентября 1941 года у озера Булун-Куль в ходе нападения были убиты начальник разведывательного отделения комендатуры Урунбаев и сопровождающий его пограничник. Участились случаи прорыва вооруженных банд с территории Афганистана. Всего с 1941-1945 на участке Памирского пограничного отряда произошло более 70 боестолкновений, задержано 178 нарушителей границы.
Однако поражения вермахта в 1942-1943 годах несколько охлодили пыл "прогерманских" афганских руководителей, а успешные операции пограничников и войск НКВД против басмачей окончательно похоронили планы по вторжению на территорию СССР.