"Мы прошли пустыню и разбили японцев": воспоминания таджикского ветерана

© © Иззат Латиф Ветеран ВОВ Холик Ходжаев
Ветеран ВОВ Холик Ходжаев - Sputnik Таджикистан
Подписаться
Ветеран-орденоносец рассказал, как прошел Курскую дугу, пересек пустыню Гоби для сражения с японцами и как сегодня ждет поддержки властей Таджикистана.
ДУШАНБЕ, 9 мая — Sputnik, Иззат Латиф. До войны семья Холика Ходжаева жила в Хаитском районе Гармской области Таджикистана. Отец рано умер и все заботы о пятерых детях легли на плечи матери. Поэтому даже с началом войны оставшиеся парни не сразу попали на фронт.
"Меня и еще одного моего брата забрали в 1942 году. А старшего оставили как основного кормильца" – рассказывает таджикский ветеран.
Бойцы из формируемой кавалерийской 61-й дивизии - Sputnik Таджикистан
Как несгибаемая таджикская кавалерия остановила "Тигров" под Сталинградом
Сперва Ходжаева отправили в  Пензу, где он 3 месяца проходил учебную подготовку. Как признается сам ветеран, с 4-классным образованием без знания русского языка учиться было трудно, он многого не понимал. По окончанию учебки их курс погрузили в теплушку и отправили в зону боевых действий.
Выучившийся на минометчика Ходжаев попал в воинский состав Степного фронта под командованием генерала И.С. Конева, который в 1943 году был переименован во 2-ой Украинский фронт, к тому моменту командование перешло к маршалу Советского Союза Р. Я. Малиновскому.
В составе Степного фронта Холик пережил кровопролитную битву на Курской дуге, освобождал захваченную немцами Украину, а затем в составе уже 2-ого Украинского фронта участвовал в  Корсунь-Шевченковской операции, в результате которой было окружено и уничтожено 10 вражеских дивизий.
Столетие Красной Армии: боевые традиции СССР стали наследием Таджикистана
Он был в составе 68 гвардейского стрелкового полка, когда Украинский фронт перейдя границу СССР, оказался на территории Венгрии, где пять долгих месяцев шли ожесточенные бои.
"После Венгрии, я будучи уже младшим сержантом воевал в Австрии, принимал участие в Венской операции, а потом уже было освобождение Чехословакии", - вспоминает ветеран свой фронтовой путь.
Но для сержанта Ходжаева война на этом не закончилась. Он, как и его фронтовой товарищ пулеметчик Василий Карпенко, были переброшены на Дальний Восток, против Квантунской армии японцев. Здесь их ждали безводные степи и переход через пустыню Гоби.
По словам Ходжаева, это был тяжелый путь - солдаты испытывали жажду и голод, ему и Василию пришлось тащить на себе технику и оружие - миномет весом в 22 килограмма и еще 7-килограмовый ящик с патронами.
"В составе Забайкальского фронта мы шли через пустыню Гоби и должны были выйти к Маньчжурии. Переход через пустыню был большим испытанием для всех солдат и для меня лично - вспоминает Ходжаев - Пожалуй, этот последний этап войны оказался самым сложным, но  когда мы разгромили японские войска, то радовались, забыв про все испытания".   
После победы над Японией и окончания войны, сержант Ходжаев Холик вернулся в Таджикистан. Здесь пошел работать бетонщиком на Кировском заводе в Душанбе, создал семью, вырастил вместе с супругой семерых детей.
Вклад Таджикистана в Победу
За участие в Великой Отечественной войне, за перенесенные 3 ранения и контузию, сержант был удостоен множества наград – на его груди медали "За Отвагу",  "За боевые заслуги", "За победу над Германией".
Сегодня Холик Ходжаев, переживший множество кровопролитных сражений, воевавший с немцами и японцами на Западе и Востоке, живет в скромном глинобитном доме, построенном в 60-ых годах, где едва хватает элементарных условий для проживания.
Сам ветеран не может передвигаться без чужой помощи, но все удобства находятся на улице. В придачу к этому, дом стоит рядом с железной дорогой, и когда проходят поезда, старая контузия дает о себе знать сильной головной болью.
Какими льготами благодарит Родина своих ветеранов?
В 2005-м дочери Ходжаева обратились в мэрию города Душанбе с просьбой выделить ему землю подальше от железной дороги, чтобы построить дом со всеми удобствами. Семья Ходжаева все еще ждет ответа от властей, на которых сам ветеран до сих пор очень рассчитывает.
"Наверное, я не заслужил землю, но однокомнатную квартиру с удобствами мне по старости как ветерану все-таки может дать государство, - с надеждой говорит Ходжаев. - Я был бы счастлив, если бы сейчас мне помогли с квартирой. Хотя бы напоследок хотелось прожить в человеческих условиях ".
Лента новостей
0