ДУШАНБЕ, 10 сен — Sputnik. Комсорг батальона, пулеметчик Мирзо Бабаджанов из Истаравшана прославился в годы Великой Отечественной войны за отвагу, проявленную в кровопролитном сражении на Сандомирском плацдарме в ходе Львовско-Сандомирской операции 1944 года в Польше.
Пулемет бесстрашного таджика бил врагов без промаха. За это Мирзо Бабаджанов был награжден двумя орденами Боевого Красного Знамени, Славы 3 степени и почетной грамотой ЦК ВЛКСМ. После войны герой вернулся в родной Таджикистан, а его боевая машина попала в Центральный музей Вооруженных сил СССР.
Через 17 лет Бабаджанов случайно зашел в этот музей и узнал, что награжден орденом Красного Знамени - посмертно!
Герой Мирзо Бабаджанов
Мирзо Бабаджанович Бабаджанов родился 25 июля 1925 года в Истаравшане (бывший Ура-Тюбе) Согдийской области, в семье служащих.
Работал учителем в начальной школе, вел активную комсомольскую работу: член ВЛКСМ с 1938-го.
Вернувшись с фронта, Бабаджанов стал работать учителем начальных классов, как и планировал еще до войны. В 1949-м закончил партийную школу при ЦК КП Таджикистана, в 1958-м - исторический факультет пединститута, работал в партийных органах.
В 1966-м по инициативе полковника Раджабали Джалилова и майора в отставке Мирзо Бабаджанова в республике было организовано Движение ветеранов войны, а в 1987-м Бабаджанов был избран первым председателем Совета ветеранов войны и труда Республики Таджикистан. Также он был членом Президентского совета Республики Таджикистан.
Именно по инициативе Бабаджанова в Душанбе были открыты Военный колледж (ныне Военный институт Минобороны), военная школа-интернат, госпиталь для участников ВОВ, сеть магазинов "Ветеран".
Мирзо Бабаджанович 35 лет проработал по партийной линии, 30 лет - в Центральном Комитете партии, до конца жизни был членом пленума ЦК КП Таджикистана. Многие годы работал в Москве, был народным депутатом СССР, членом парламента Союза.
Мирзо Бабаджанов ушел из жизни в 1992 году, когда в Таджикистане началась гражданская война (1992-1997).
Подвиг Мирзо Бабаджанова
На фронт молодой таджик попал добровольцем, как многие в то время. К моменту ухода юного Мирзо на фронт война уже унесла жизни двух его братьев: Лутфулло пропал без вести еще в 1941-м, а Ахмаджон, пулеметчик, в 1943-м.
Бабаджанов прошел всю войну, начал с автоматчика 110-й гвардейской стрелковой дивизии (Степной фронт - в Центральной России и на Восточной Украине). Уже после первого года службы на фронте, мать Мирзо получила благодарность от его командиров.
В апреле 1944-го он был назначен командиром пулеметного расчета 3-й роты 294 полка 97-й гвардейской дивизии, которая участвовала в Львовско-Сандомирской операции. Ему выдали пулемет Максима, с которым они вместе прошли от Вислы до Одера.
В той кровавой битве 19-летний таджик-пулеметчик проявил настоящий героизм. Несмотря на тяжелое ранение - был контужен, потерял слух и речь, осколком перебило ногу, - Бабаджанов почти двое суток не выпускал из рук станковый пулемет за №265 и продолжал уничтожать фашистов, пока атака не была отбита.
"…Мирзо решил подпустить гитлеровцев поближе, чтобы бить наверняка. Вдруг рядом разорвался снаряд. Его контузило, но поле боя сержант не оставил. Гитлеровцы уже были рядом. Бабаджанов метнул гранату и вслед за этим ударил из своего "Максима", фашисты не выдержали и откатили назад, оставив на поле боя десятки убитых и раненых", - писали в газетах.
Командующий армии Алексей Семенович Жадов хорошо запомнил молодого бойца, отважного и крайне выносливого. Впоследствии в своих воспоминаниях военачальник напишет: "Двое суток находился Бабаджанов со своим пулеметом под носом у врага, отразив несколько атак гитлеровцев. И только когда части дивизии отбросили противника, он вернулся в свою роту…"
Героизм Мирзо Бабаджанова в боевых сражениях переходил в те годы из уст в уста. На боевом листке, который распространялся по всем фронтам, из четырех изображенных на нем воинов, двое были таджиками. Это были Мирзо Бабаджанов и Фахриддин Аминов. Плакат был назван "Герои Сандомирского сражения".
Позже дивизионная газета писала: "… контуженный, а затем раненый, потерявший слух и речь, гвардии старший сержант Мирзо Бабаджанов, воспитанник Ленинского комсомола, не покинул поля боя, продолжал косить гитлеровцев. Герой-комсомолец уничтожил в одном бою до взвода фашистов и две огневые точки. На подступах к Варшаве Мирзо Бабаджанов получил тяжелое ранение: осколок снаряда перебил одну ногу. Его славный пулемет Максима, перейдя в надежные руки однополчан, до конца войны верно служил нашим воинам, истребляя вражеских солдат и офицеров…".
После войны сам Бабаджанов рассказывал супруге Сабохат о том сражении:
"Третье сентября 1943 года я бежал по лесу контуженный, голова кружилась, от взрыва снарядов, бомб и звуков танковых моторов будто тряслась вся земля. Вдруг увидел труп женщины, весь в крови и что-то движущееся над ним. Подумал, что это дикий зверь, который съедает останки. Когда подошел поближе, увидел, что это ребенок, который сосал кровь из груди матери. Фашисты не только выстрелили в нее из автоматов, но и изрезали тело штыками. Никогда не забыть ее лица, растрепанные волосы, все еще сочившуюся из тела кровь на ее платье… Когда бой закончился, командиры рассказали мне, что это была жена одного партизана. Фашисты долго терзали ее, но она все равно не сказала, где они находятся. Когда наша армия подошла ближе, они убили ее", - вспомнил он ту страшную войну.
За проявленный героизм на фронтах Великой Отечественной войны, за истребление более 300 фашистских солдат и офицеров, за взятие 14 фашистов в плен, за подготовку 17 пулеметчиков, Мирзо Бабаджанов был награжден орденом Славы III степени, двумя орденами Боевого Красного Знамени, семью различными медалями.
После войны, в дополнение к вышеперечисленным наградам он был педставлен к награде орденом Отечественной войны I степени, несколькими медалями, в том числе "За трудовую доблесть", "За трудовое отличие", четырьмя памятными медалями и множеством грамот.
В музее боевой славы польского города Сандомира имя Мирзо Бабаджанова значится в числе героев на Сандомирском плацдарме.
День Победы 9 мая 1945 года Мирзо встретил в военном госпитале Пензы, а отремонтированный пулемет – на выставке 1-го Белорусского фронта. Герой пролежал в больнице до августа 1945-го, а затем инвалидом II группы вернулся домой в Таджикистан. Он не мог нормально произносить слова из-за полученной контузии. После лечения в лучших здравницах СССР и многолетних тренировок его речь постепенно восстановилась.
Случай в музее ВС СССР
После войны танковый пулемет Бабаджанова был выставлен в одном из залов Центрального музея Вооруженных сил СССР. Через 17 лет после окончания войны Бабаджанов во время командировки посетил этот музей. Среди всех экспонатов он сразу узнал свой пулемет. В аннотации описывался его боевой путь, а он сам значился погибшим на фронте.
"В зале стояли два пулемета — один Героя Советского Союза украинца Александра Жежери, второй пулемет — моего отца. Папа до конца дней выглядел очень молодо. А в 1962-м был совсем, как юноша. Так вот, папа подошел к своему пулемету и стал трогать. Смотрительница зала, увидев, сделала замечание: "Молодой человек, не трогайте экспонат". На что отец ответил: "Это не экспонат, это мой боевой друг". На следующий день все центральные газеты Советского Союза вышли с заголовком "Встреча героя", - вспоминает сын Мирзо.
Досадные ошибки были быстро исправлены: музейное описание перепечатали.
Сразу после этого случая у Мирзо Бабаджанова на груди засиял новый орден. В том самом Музее Вооруженных сил СССР в присутствии большого количества людей таджику вручили второй Орден Красного Знамени. Награда нашла своего героя, пусть и с 17-летним опозданием.
В архивах Министерства обороны РФ до сих пор лежит представление к званию Героя Советского Союза на Мирзо Бабаджанова. Увы, Золотую Звезду он так и не получил. В марте 1945-го его по ошибке посчитали погибшим и награду присвоили другому бойцу.
"Его посчитали погибшим и посмертно наградили званием Героя Советского Союза. Наградной лист у нас есть, но потом на этом наградном листе была надпись, что товарищ погиб, а высшую награду нужно дать живому", - рассказывает его сын.
К сожалению, неизвестно, приезжал ли еще Мирзо Бабаджанов в музей, чтобы проведать своего фронтового друга. Но после той исторической встречи он оставил в подарок музею свой портрет с подписью: "Центральному музею Советской армии в знак благодарности за сохранение моего боевого друга – "Максима" от Мирзо Бабаджанова, 17.07.1962".
Вот так символично два фронтовых друга воссоединились и до сих пор украшают стенд музея Вооруженных сил СССР.
Сегодня в Душанбе на проспекте Рудаки можно найти мемориальную доску в память о герое ВОВ. Его дети и внуки обязательно по традиции приходят в Центральный музей Вооруженных сил и кладут цветы к легендарному фронтовому пулемету Мирзо Бабаджанова.