Таджикский след на ВДНХ: тайны исчезнувшего павильона

© © Архив пресс-службы ВДНХПавильон Таджикской ССР на ВДНХ, архивное фото
Павильон Таджикской ССР на ВДНХ, архивное фото - Sputnik Таджикистан
Во времена Советского Союза каждая союзная республика имела свое представительство на Выставке достижений народного хозяйства (ВДНХ). Был там и павильон Таджикской ССР, хотя сейчас он отсутствует. Куда же он делся?

ДУШАНБЕ, 10 сен - Sputnik, Лев Рыжков. В истории советской архитектуры павильон Таджикской ССР на ВДНХ являл собой удивительный синтез тысячелетних традиций и абсолютного новаторства. Он был подобен метеору, яркому, но, увы, исчезнувшему слишком быстро.

Таджикистан - скромен, но богат

© © Архив пресс-службы ВДНХВ зале павильона Таджикской ССР
Таджикский след на ВДНХ: тайны исчезнувшего павильона - Sputnik Таджикистан
В зале павильона Таджикской ССР

Строительство таджикского представительства на Всесоюзной выставке началось в 1937 году. Открыли павильон в 1939. После Великой Отечественной войны здание реконструировали.

История Таджикистана на карте Москвы: ВДНХ - Sputnik Таджикистан
Небольшой и богато украшенный - каким был павильон Таджикской ССР на ВДНХ

"Павильон Таджикистана был одним из самых маленьких на ВДНХ, - говорит писатель и журналист Амирам Григоров. – Сейчас в республике проживают 9 миллионов человек, но восемьдесят лет назад численность населения советского Таджикистана составляла всего 900 тысяч человек. Таджикистан являлся самой маленькой республикой СССР, вот и здание постоянного представительства на ВДНХ тоже оказалось не из самых больших".

Павильон состоял из пяти залов и представлял собой смешение разных архитектурных стилей – от мавританской школы до модного тогда конструктивизма. Один зал рассказывал о Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО). Другой - посвящен главному сельскохозяйственному продукту республики – хлопку. Здесь же установили скульптуру Сталина, пожимающего руку Мамлакат Наханговой – пионерке-"стахановке", самой известной таджикской девочке, собиравшей хлопка больше, чем целая бригада.

"Тут были фатимидские арки, арабески, витражи и росписи, - вспоминает Григоров. – На потолках бетонные балки с застекленными ячейками, подсвеченные лампами. Делали это чудо-мастера из Таджикистана. Потрясали воображение великолепные деревянные двери с изысканной резьбой, как на картине Верещагина "Двери Тамерлана". 

Изразцы и интерьеры создавались по рисункам художника Петра Будо, через несколько лет погибшего на войне. И оформление таджикского павильона – это практически все, что осталось от его творческого наследия.

"Украшали павильон скульптуры "Таджикская семья" и "Единение рабочих и крестьян" авторства Антона Лавинского, - рассказывает Амирам Григоров. – Про этого человека рассказывали, что он внебрачный сын Владимира Маяковского. У входа в павильон Таджикской ССР стояли две скульптуры его авторства, которые впоследствии бесследно исчезли. Где их искать – никто не знает. Хотя есть надежда, что они могли уцелеть в частных коллекциях".

Павильон на ВДНХ - образец для подражания

© © Архив пресс-службы ВДНХПавильон на ВДНХ Таджикской ССР, архивное фото
Таджикский след на ВДНХ: тайны исчезнувшего павильона - Sputnik Таджикистан
Павильон на ВДНХ Таджикской ССР, архивное фото

Павильон Таджикской ССР на ВДНХ в то время можно было назвать законодателем мод в культурной жизни молодой республики.

Архитектура, живопись, прикладное искусство – все это возвращалось из Москвы обратно в Сталинабад (ныне Душанбе) и фактически устанавливало новые стандарты в искусстве. Так происходило, в общем-то, со всеми республиками Средней Азии.

Вот пример тому, именно с павильона Таджикской ССР началось реалистическое направление в таджикской живописи. Почему? Потому что здесь выставлялись картины Меджида Хошмухамедова, которого называли первым художником-реалистом Средней Азии. Именно его произведения дали начало европейскому искусству реалистического типа не только в Таджикистане, а и во всем регионе.

© © Архив пресс-службы ВДНХВ зале павильона Таджикской ССР
Таджикский след на ВДНХ: тайны исчезнувшего павильона - Sputnik Таджикистан
В зале павильона Таджикской ССР

Открытый в 1939-м павильон фактически сформировал национальную архитектурную традицию, которой у таджиков формально не существовало.

Искусство Востока того времени, по словам исследователя, не имело национальных примет, было общим для всех народов Средней Азии. Например, великую архитектуру Самарканда и Бухары ощущали своей родной и узбек, и таджик, и туркмен. Но в условиях советской власти, началось национальное разделение искусства. В то время стали появляться произведения исключительно таджикского искусства. Однако большого разрыва между культурами так и не произошло.

Возвращение к истокам: какие секреты таит в себе павильон "Узбекистан" на ВДНХ

"Например, благодаря появлению московского павильона "Таджикская ССР" возникло некое подобие сталинабадского стиля, - рассказывает Григоров. – Город Сталинабад не очень походил на Ташкент. Столица Таджикистана не была многоэтажным городом. А архитектурные элементы модного тогда конструктивизма сочетались с мавританским украшательством".

Аварийный пережиток прошлого

Во второй половине 50-х произошло перепрофилирование павильонов. Если раньше национальные дворцы служили витринами союзных республик, то впоследствии они стали представлять отрасли народного хозяйства.

"Таджикская ССР" оказалась выставочным залом павильона "Культура СССР", - рассказывает писатель. - И в этом качестве павильон простоял еще около девяти лет. Пока не дали команду на снос".

Статуя тракториста и колхозницы на арке главного входа на ВДНХ в Москве - Sputnik Таджикистан
Фото
Главная выставка России: к 80-летию ВДНХ

Но сначала бывший павильон, ставший выставочным залом, незаметно исчез с карт. Точнее, сам объект был отмечен, но никак не обозначен. А в 1965-м бывшую "Таджикскую ССР"  демонтировали.

"Уничтожать павильон не представляло никакой нужды, - считает Григоров. – Он никому не мешал, органично вписывался в архитектурный ансамбль. До наших дней от павильона дошли только фотографии и описания наиболее значительных экспонатов".

Впоследствии на месте "Таджикской ССР" установили доску почета. Но и она простояла недолго.

"Причина демонтажа заключалась в несоответствии технических параметров нормам эксплуатации, - объясняет историк Павел Нефедов. - Павильоны, построенные из дерева, имели калориферное отопление, примитивное водоснабжение. Они часто были даже без фундаментов. Промерзали насквозь стены, протекала крыша с заплатками из рубероида".

Никаких споров о судьбе бывшего таджикского павильона в принимавших решение инстанциях не возникло. Это, по мнению историка, свидетельствует о плохом, возможно, даже аварийном состоянии объекта. Ведь будь он в идеальном состоянии, вряд ли его предназначили бы под снос.

"Не надо забывать, что вся архитектура сталинского времени в середине 60-х воспринималась не как ценность, а как пережиток, - говорит Нефедов. - Люди писали в газеты: "Неловко перед иностранцами за то, что они здесь видят неудобную и архаичную архитектуру".

Видимо, поэтому о "Таджикской ССР" в те годы никто не сожалел.

Павильон снесли за одну ночь, чтобы наутро советские граждане не застали груду камней. И "Таджикистана" не стало - маленького, изящного, необыкновенно симпатичного павильона.

Атом на очереди

© Sputnik / Стас ЭтвешМесто строительства павильона "Атом", ранее тут был павильон "Таджикистан"
Таджикский след на ВДНХ: тайны исчезнувшего павильона - Sputnik Таджикистан
Место строительства павильона "Атом", ранее тут был павильон "Таджикистан"

Сейчас на месте бывшего павильона Таджикской ССР зияет котлован. Информационные растяжки вдоль ограды означают, что здесь скоро построят новый павильон - атомной энергии.

Арт объект, посвященный 80-летию ВДНХа напротив арки главного входа на ВДНХ в Москве - Sputnik Таджикистан
ВДНХ - 80 лет: секреты "Космоса", "богатство" из тушенки и Че Гевара

На сайте правительства Москвы размещена подробная информация о проекте. Фасад здания станет стеклянным, интерьеры будут напоминать об орбите вращения электрона в атоме, а крышу озеленят и сделают смотровой площадкой.

Впрочем, нельзя сказать, что Таджикистан на ВДНХ совсем не представлен. Кое-что все же осталось. Например, позолоченная фигура таджички в национальном костюме с коробочками хлопка в руках, которая украшает недавно отреставрированный фонтан "Дружба народов".

Кроме того, прошлой осенью на ВДНХ прошла выставка-ярмарка "Дары солнечного Таджикистана", где были представлены фрукты, овощи, сладости, а также непревзойденный таджикский плов. А раз в году, в марте, в павильоне №72, республика организует празднование Навруза, отметить который приходят не только таджики, но и вообще все желающие.

Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
InternationalEnglishАнглийскийMundoEspañolИспанский
Европа
DeutschlandDeutschНемецкийFranceFrançaisФранцузскийΕλλάδαΕλληνικάГреческийItaliaItalianoИтальянскийČeská republikaČeštinaЧешскийPolskaPolskiПольскийСрбиjаСрпскиСербскийLatvijaLatviešuЛатышскийLietuvaLietuviųЛитовскийMoldovaMoldoveneascăМолдавскийБеларусьБеларускiБелорусский
Закавказье
АҧсныАҧсышәалаАбхазскийԱրմենիաՀայերենАрмянскийAzərbaycanАzərbaycancaАзербайджанскийХуссар ИрыстонИронауОсетинскийსაქართველოქართულიГрузинский
Ближний Восток
Sputnik عربيArabicАрабскийTürkiyeTürkçeТурецкийSputnik ایرانPersianФарсиSputnik افغانستانDariДари
Центральная Азия
ҚазақстанҚазақ тіліКазахскийКыргызстанКыргызчаКиргизскийOʻzbekistonЎзбекчаУзбекскийТоҷикистонТоҷикӣТаджикский
Восточная и Юго-Восточная Азия
Việt NamTiếng ViệtВьетнамский日本日本語Японский俄罗斯卫星通讯社简化中文Китайский (упр.)俄罗斯卫星通讯社繁體中文Китайский (трад.)
Южная Америка
BrasilPortuguêsПортугальский