ДУШАНБЕ, 15 сен — Sputnik. Вручение премии Ага-Хана важное событие в мире архитектуры. Эта премия существует более сорока лет, вручается нечасто – раз в три года, а ее призовой фонд составляет миллион долларов, что делает награду одной из наиболее престижных и ценных в данной сфере.
Как правило, получают премию Ага-Хана проекты в странах со значительной долей мусульманского населения, потому ее называют, в том числе, исламской архитектурной наградой, хотя это не вполне точно. У премии виден отчетливый социальный контекст, подчеркивающий, что культурная деятельность фонда Ага-Хана, - это не только про эстетику, но и про этику.
Так, основными призерами обычно становятся проекты в сфере реновации территории промышленных зон, строительства социального жилья, создания музеев и театров. В этом году Россия, впервые с момента основания премии в 1977-м, вошла в число стран, чьи проекты были отмечены международным жюри конкурса.
Не менее интересна личность основателя премии, принца Ага-хана IV, духовного лидера исмаилитов всего мира.
Sputnik Таджикистан побывал на церемонии и узнал, кто победил в конкурсе в этот раз и чем так значим визит Ага-Хана для таджикской диаспоры в России.
Храм экологии и знаний
Образовательно-архитектурные проекты в этом году забрали три из шести наград. Одним из номинантов стал исторический музей в Палестине, расположенный по соседству с Бирзейтским университетом. Учитывая сложную политическую обстановку на Ближнем Востоке, жюри удивила сама возможность воплотить масштабный и общественно значимый архитектурный проект.
"Существование здания, построенного, несмотря на условия оккупации и осады, уровень проработки и совершенство проектирования, воспринимается как акт надежды для нынешнего и будущего поколений", - отмечают в фонде Ага-Хана.
Еще один проект такого рода из числа победителей – учебный корпус Университета имени Алиуна Диопа в Сенегале. Он разрабатывался с учетом природно-климатических особенностей жаркого африканского климата.
Под большим навесом с двойной крышей, которая позволяет избежать попадания прямых солнечных лучей и обеспечивает естественную вентиляцию воздуха, расположилось здание вуза. В проекте удалось свести к минимуму затраты на техническое обслуживание и содержание за счет внедрения простых, но эффективных и современных подходов, основанных на принципах устойчивого развития территорий.
Третьим и последним среди архитектурно-образовательных проектов в нынешнем конкурсе стала "Аркадия" в Бангладеш.
Скромная школа, построенная на высоких сваях из бамбука, показывает, как создать доступное и жизнеспособное решение в условиях быстрого повышения уровня моря в прибрежной местности. Недорогой проект школы-амфибии максимально экологичен, не влияет на среду и может быть быстро адаптирован и реконструирован, если возникнет такая необходимость, что особенно важно для небогатой сельской местности Бангладеш.
Воссоздать, обновить, оживить
Россия была представлена на конкурсе проектом по обновлению заброшенных земель в Татарстане. Амбициозная программа направлена на противодействие переходу потенциально значимых для общества земель в частную собственность.
На месте пустырей и заброшенных заводов, коих в республике не мало, в течение нескольких лет создавались качественные общественные пространства для жителей – парки, скверы, спортивные и детские площадки. Всего в программе участвовало 328 общественных пространств.
"Роль общественности в таких проектах – в укреплении чувства общности, в самобытности деревень, поселков и городов", - отметил президент Татарстана Рустам Миниханов.
Оставшиеся два призера родом из Аравии. Это национальный природный парк Wasit, созданный в ОАЭ, и проект "Возрождение Мухаррака" в Бахрейне, предполагающий реновацию запустелого города.
Мухаррак был внесен в список объектов Всемирного наследия Юнеско. Здесь сотни лет назад добывали и обрабатывали жемчуг, но с упадком профессии ныряльщика настал кризис в городе.
Сейчас, благодаря строительству общественных пространств, Мухаррак имеет возможность быстро развиваться и, более того, привлекать бизнес и туристов.
В национальном парке Wasit архитекторам удалось преобразить песчаный пустырь в экосистемный водно-болотный парк, что для региона само по себе весьма нетривиальная задача. Цель проекта, по словам создателей, - сохранение биоразнообразия природных водоемов и повышение экологической грамотности населения.
Сын Ага-Хана IV прибыл с визитом в Таджикистан
За год парк стал одним из самых популярных мест отдыха для горожан и визитной карточкой Шарджа. При строительстве архитекторы использовали преимущества естественной топографии данной местности. Это позволило свести к минимуму визуальное воздействие и создать впечатление, что центр немного погружен под землю.
Кто такой Ага-Хан IV?
Для значительной части таджикской диаспоры в России премия Ага-Хана - это намного большее, чем просто возможность приобщиться к миру современной исламской архитектуры.
Еще один мост через реку Пяндж соединит Таджикистан и Афганистан
Дело в том, что вручать награду в Казань приехал лично принц Ага-Хан IV, духовный лидер всех мусульман-исмаилитов. Он является наставником 15-милионной общины, которая проживает в 25 странах, в основном в Центральной Азии, на Ближнем Востоке и в Африке, хотя большие общины исмаилитов есть также в Северной Америке и Западной Европе. Наиболее крупная община исмаилитов находится в Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО) Таджикистана.
Чтобы понять, насколько важен визит Ага-Хана для его последователей, нужно знать биографию семьи принца. Сам он родился в 1936-м в семье сеидов - прямых потомков пророка Мухаммеда.
В 1957-м после смерти Ага-Хана III принца Карима провозгласили Ага-Ханом IV, унаследовав титул имама исмаилитов-низаритов. В том же году королева Великобритании Елизавета II присвоила ему Высочество.
Принц распоряжается огромным фондом, средства которого идут на финансирование культурных и гуманитарных программ. Достаточно сказать, что значительная часть мостов и дорог в ГБАО построена именно на деньги организации.
Чем запомнился приезд лидера исмаилитов
Не удивительно, что визит благодетеля и духовного лидера в Россию стал невероятно важным событием для местных исмаилитов. Увидеть Ага-Хана, собрались не только таджики из Татарстана, но и из Москвы, Подмосковья, Нижнего Новгорода, Петербурга и Йошкар-Олы.
"Уезжая из дома, я никогда бы не подумал, что смогу увидеть его Высочество здесь, в России, далеко от родины. Пропустить такое я не могу и, узнав об этом событии, сразу отложил на день работу и поехал на вокзал", - поделился впечатлениями со Sputnik Таджикистан один из жителей Хорога, прибывший из Москвы в Казань.
На входе в Татарский театр оперы и балета имени Джалиля, где проходила церемония вручения премии, уже за два часа собралась толпа в несколько сотен человек – женщины в красивых платьях, мужчины в ярких памирских тюбетейках. Люди волновались после остановки каждой машины, прибывающей ко входу, – не Ага-Хан ли это.
И вот кульминационный момент – прибытие кортежа, из которого под руку с главой Татарстана Минтимером Шаймиевым вышел сам принц исмаилитов. По толпе пронесся вздох ликования – наконец-то! И хотя проход Ага-Хана по ковровой дорожке занял совсем немного времени, буквально минуту-две, он получился зрелищным.
Люди произносили слова благодарности и клятвы верности, а некоторые женщины буквально не смогли сдержать слез – столь значимо для них оказалось появление духовного наставника.
Когда церемония закончилась, большая часть людей разъехалась домой. Но у Казанского Кремля, где завершался официальный прием, еще долго стояли тридцать-сорок человек, желающие напоследок, отдать дань уважения своему лидеру.