ДУШАНБЕ, 2 дек — Sputnik, Сергей Кузнецов. На фоне переговоров Узбекистана и ЕАЭС о вступлении в торговый союз, Таджикистан продолжает хранить молчание. Причин тому сразу несколько: и опасения за свой экономический суверенитет, и оглядка на западных партнеров, и простая осмотрительность.
Однако промедление в вопросе интеграции не приносит стране никаких дивидендов, а в будущем может лишить и возможных выгод, считают эксперты.
В рамках недавней международной конференции Евразийского банка развития Sputnik пообщался с таджикскими и российскими экономистами, которые рассказали о реальных перспективах возможной евразийской интеграции Таджикистана.
По мнению доктора экономических наук Ходжамахмада Умарова, власти очень долго взвешивают все за и против, высчитывая свою выгоду. Что касается выгод, то главные из них – это устранение таможенных барьеров для таджикских производителей на евразийском рынке, а также разрешение таджикским гражданам работать в России без получения патентов.
Снятие барьеров особенно актуально для дехканских хозяйств, которые хотели бы выйти на российский рынок, но из-за многочисленных таможенных проволочек с сертификацией и фитосанитарным контролем просто не успевают довести свой товар до прилавка.
Как "делать базар" по-таджикски: негласные законы хороших покупок
Куда более значимый вопрос – это послабление миграционного режима и отмена патентов. И вот этого решения уже много лет с нетерпением ждут десятки тысяч таджикистанцев, регулярно отбывающих в РФ на заработки.
"После вступления в ЕАЭС условия для таджикских мигрантов будут намного лучше, что позволит увеличить объем переводов до миллиарда долларов. А деньги мигрантов напрямую идут на индустриализацию и развитие реального сектора экономики. Вот и объективная выгода", - пояснил Умаров Sputnik Таджикистан.
По его мнению, среди минусов, которые рассматривает официальный Душанбе – это потеря благосклонности стран Запада: мол, из-за членства в Евразийском союзе от нас могут отвернуться наши европейские и американские партнеры и объем финансирования с их стороны может снизиться.
Вариант довольно сомнительный, так как ни Казахстану, ни Кыргызстану, ни Армении вступление в торговый союз не помешало сохранить дружеские отношения и с Европой и с США.
Есть еще один момент, который, вероятно, тоже беспокоит власти Таджикистана – это принятие общих для ЕАЭС правил торговли и отказ от политики протекционизма.
"Конечно, придется поделиться какой-то долей экономического суверенитета, без этого никак. Но и Россия с Казахстаном – крупнейшие члены ЕАЭС, тоже делятся своим суверенитетом. Выигрыш от этого более чем заметен. От интеграции выигрывают все, это общеизвестный факт. И напротив – изолированная экономика обречена на гибель", - считает вице-президент общественной организации "Инвестиционная Россия" Аркадий Амелин.
По его мнению, интеграция – самый успешный сценарий для развивающихся стран со слабой экономикой. В противном случае экономический и политический вес государства снижается и оно подвергается экспансии соседей. В случае с Таджикистаном и большинством других стран Центральной Азии – это Китай, которому эти страны уже должны сумму, равную собственному годовому ВВП.
Партнеры или захватчики – кто и как расходует природные ресурсы Таджикистана
С этим согласен и Ходжамахмад Умаров, приводящий как самый очевидный пример Европейский союз, где контроль над государствами со стороны общего правительства намного обширнее и жестче, чем в ЕАЭС.
В итоге Таджикистан фактически выбирает между очевидными выгодами и необоснованным страхом оказаться в убытке.
"Одна из главных наших проблем – это отсутствие прозрачных расчетов в вопросе евразийской интеграции. Власти говорят - мы должны произвести расчеты, определиться с проигрышем и выгодами. И многие выступают против вступления в ЕАЭС даже в академической среде. Но при этом никто не приводит научно обоснованных аргументов или убедительных, тщательных расчетов", - подчеркивает профессор.
Договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) был подписан 29 мая 2014 года в Нур-Султане президентами России, Беларуси и Казахстана. Государства — члены: Россия, Казахстан, Кыргызстан, Армения и Беларусь. В 2019-м о своем желании присоединиться к союзу заявил Узбекистан.
В рамках ЕАСЭ обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение согласованной или единой политики в ключевых отраслях экономики.