ДУШАНБЕ, 18 марта - Sputnik. Обязательный ежемесячный сбор в размере 80 дирам больше не будет взиматься с абонентов мобильной связи, заявила старший специалист юридического отдела Антимонопольного службы при правительстве Таджикистана Наргис Ёдгори
Однако данный платеж отменен не будет и останется в перечне услуг Службы связи.
"Такой сбор нарушал права потребителей. Абонент заплатил за SIM-карту и использовал ее. К сожалению, так было до 2020 года. Теперь мы приняли решение отменить 80 дирам за обслуживание номера, которая существует в ценнике, но не саму услугу", - пояснила она.
По словам старшего специалиста, взимание платы за обслуживание номера Службой связи было согласовано с Антимонопольной службой еще в 2015 году, а плата в размере 80 дирам имеет как экономическую, так и правовую основу. Однако в законе не был прописан порядок сбора денежных средств.
В связи с этим 26 февраля Антимонопольная служба издала распоряжение №10 и разослала уведомление всем мобильным операторам. Согласно ему, мобильные компании обязуются больше не взимать плату с абонентов и оплачивать ежемесячный сбор как собственные расходы.
История с ежемесячной платой
Абоненты Таджикистана платили 80 дирам почти пять лет. В свое время все мобильные компании уведомили клиентов по SMS, что в соответствии с постановлением регулирующих органов с 1 июля 2015 года будет взиматься ежемесячная абонентская плата в размере 80 дирамов. По официальным данным, в 2015 году в стране насчитывалось около 6,5 (в настоящее время 6,9) миллиона активных SIM-карт. Выходит, Служба связи получала более 60 миллионов сомони.
Несколько дней назад таджикские мобильные компании также разослали клиентам SMS, где поздравив с Международным днем защиты прав потребителей (15 марта), сообщили, что "в соответствии с приказом Антимонопольной службы при правительстве РТ с 1 мая 2020 года плата за обслуживание номера в размере 80 дирам будет отменено".
Кто решал, и куда ушли деньги
Казалось бы, отмена платежа должна была вызвать радость всех абонентов, однако вместо этого вызвала много вопросов. Многие пользователи соцсетей хотят знать, почему Антимонопольная служба одобрила денежный сбор пять лет назад, а теперь сама же признала незаконным. Вернут ли людям деньги, и на что в конце концов эти миллионы были потрачены.
"Это не было нашим решением или приказом. Мы получили письмо от Службы связи с указанием, как это осуществить. Антимонопольная служба в то время не давала указаний, а только письменное распоряжение, чтобы Служба связи известила всех абонентов. Это письмо есть у всех в руках. Однако сама плата за обслуживание номера не является незаконной, поскольку указана в перечне услуг Службы связи, поэтому никто не может быть наказан. Деньги, которые до сих пор платили абоненты, поступили в Службу связи и были направлены в бюджет", - объяснила Наргис Ёдгори.
Она также добавила, что решение об отмене было принято исключительно по инициативе Антимонопольной службы, и ни один абонент или представитель мобильной компании ни разу не пожаловался на этот сбор.
В то же время эксперты считают, что проблема платы за обслуживание номера требует широкого исследования из-за ее многочисленных "пробелов".
По мнению журналиста и общественного активиста Раджаба Мирзо, проблема связана с изменениями, произошедшими в руководстве учреждений. Предыдущие руководители Антимонопольной службы практически ничего не могли сделать, если распоряжение было одобрено руководителем Службы связи Бегом Сабуром - "заручившегося" народной нелюбовью за рост цен на связь, слабый интернет и обманутых покупателей недостроенных домов.
"Разговоры вокруг 80 дирам пошли после смены главы Антимонопольной службы. Единственное, что ясно в этих неясностях, так это деньги людей, которых многие годы собирались Службой связи. Если плата за обслуживание номера законна и деньги поступили в бюджет, зачем было ее менять и вызывать столько шума? Тут есть что-то, чего не знают клиенты", - считает он.