https://tj.sputniknews.ru/20211220/tajikistan-tsifrovoe-buduschee-1044277003.html
Индустрия 4.0: ждет ли Таджикистан цифровое будущее
Индустрия 4.0: ждет ли Таджикистан цифровое будущее
Sputnik Таджикистан
Казалось бы, будущее с современными технологиями, соцсетями и метавселенными уже на пороге. Но медленный интернет Таджикистана не просто тормозит, а скорее тянет страну назад от глобальной цифровизации
2021-12-20T21:00+0500
2021-12-20T21:00+0500
2021-12-21T13:57+0500
таджикистан
интернет
технологии
наука и технологии
https://cdnn1.img.sputnik.tj/img/07e5/0c/14/1044280681_0:65:3071:1792_1920x0_80_0_0_0eefd4ff1982561af28ae3ab669aeb0d.jpg
ДУШАНБЕ, 20 дек — Sputnik. Только ленивый сегодня не говорит про цифровую экономику и цифровую трансформацию. Это общемировой тренд, обусловленный объективной реальностью.Про прямую зависимость роста национальных экономик от глубины проникновения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) объяснять не будем, тут важнее другие факторы.Очередная, четвертая по счету промышленная революция, получившая с легкой руки основателя Всемирного экономического форума Клауса Шваба название INDUSTRY 4.0, принесла миру не только прорывные технологии, значительно меняющие жизнь и структуру производства, но и обнажила существующий технологический разрыв между странами.Таджикистан не стал исключением, и его "цифровое" отставание даже от ближайших соседей с годами увеличивается.Тятя, тятя, наши Сети, или Почему в Таджикистане медленный и дорогой интернетКонцепция цифровой экономики республики была утверждена еще в 2019 году и должна быть реализована до 2040-го. Но есть одно большое "но": только первый этап, предусматривающий всевозможного рода оценки, создание координирующих и контролирующих органов, будет длиться аж до 2025-го, а ситуация лучше не становится.По скорости мобильного интернета, которая по состоянию на октябрь 2021-го составляла 8,11 Мбит/с, в списке от Speedtest Таджикистан занял 136-е место, расположившись между Суданом и Ганой, не дотянув каких-то пять пунктов до "призового" 141-го места.С перечнем скорости фиксированной широкополосной связи, который также составил Speedtest, дела обстоят ненамного лучше, здесь республике досталось тоже не самое престижное 112-е место со скоростью 32,96 Мбит/с. За год "удалось" потерять 15 пунктов.Пока в зоне доступа: таджикский интернет удержался в мировой статистикеВ рейтинге сетевой готовности (NRI), по данным, собранным Portulans Institute, у Таджикистана тоже незавидное 111-е место, и снова потеря за год в 2 пункта. В этом списке Таджикистан смог "обойти" только Непал и ряд стран Африки. Стоит отметить, что NRI является важным показателем уровня развития ИКТ и готовности страны к цифровой экономике.Все перечисленные показатели прямо или косвенно оказывают влияние на качество человеческого потенциала. Логика в данном случае предельно проста - технологическое отставание не может не сказаться на уровне образования, что, в свою очередь, влияет на качество управления. Эту цепочку причинно-следственных связей можно продолжать долго.Кстати, если уж речь зашла о государственном управлении, то и здесь, увы, Таджикистану нечем похвастаться. Всемирный банк (ВБ) в январе текущего года в своем докладе отнес республику к "странам, уделяющим определенное внимание решениям GovТech", а это немного выше, чем категория стран, не уделяющих этому никакого внимания.Узбекистан круто обогнал Таджикистан в рейтинге доступного интернетаВ 2020-м ООН в своих индексах развития электронного правительства (EGDI) и электронного участия (EPART) выделила республике 133-е и 146-е места соответственно (рейтинг составляется раз в два года). И снова отрицательная динамика: по индексу EGDI потеря составила 2 пункта, по индексу EPART - 12 пунктов.В анкете ООН, заполненной таджикской стороной, тоже много противоречивой информации. А ответы на некоторые вопросы и вовсе носят взаимоисключающий характер. Так, на вопрос "Собираете ли вы статистику об использовании услуг электронного правительства?" ответственное лицо отвечает: "Нет". Но на следующий вопрос "Измеряете ли вы удовлетворенность граждан услугами электронного правительства?" ответ был "Да".Такие ответы сначала могут вызвать легкое недоумение, но потом все встает на свои места - электронного правительства нет, следовательно, и никакой статистики тоже нет. Но вот как таджикские чиновники измеряют степень удовлетворенности пользователей тем, чего не существует в природе, остается большой загадкой.Таджикистан ухудшил позиции в рейтинге по скорости интернетаИдея электронного правительства не нова для Таджикистана. Эта концепция была утверждена еще в 2011-м, а результатами реализации ее третьего этапа в 2020-м должны были стать "автоматизация процесса предоставления государственных услуг населению и организациям, а также получение услуг от организаций для государственных нужд, развитие сервисов электронного правительства, таких как правительственный портал и шлюз электронного правительства".Дальше идеи и осознания того, что это необходимо, дело, к сожалению, не сдвинулось. О причинах того, как республика оказалась в "цифровых" аутсайдерах, можно рассуждать бесконечно долго, можно ссылаться на сложности с финансированием, привлечением инвестиций и приводить массу других оправдательных аргументов. Безусловно, любая из версий того, почему цифровая трансформация в Таджикистане буксует, имеет право на существование.Но, по всей видимости, дело "пахнет" саботажем со стороны тех ведомств Таджикистана и их руководителей, которые должны были отвечать за реализацию проекта создания электронного правительства.И призывы национального лидера с разных трибун к ускорению перехода на цифровые рельсы до адресатов в лице республиканских чиновников, судя по текущей ситуации, не дошли, а жаль.Разъясняй и развивай: почему в Таджикистане не спешат вводить сетевой налогПри всем при этом имеются, безусловно, и положительные моменты, которые позволяют говорить о том, что в стране есть потенциал и понимание того, как должны выглядеть цифровые сервисы. А самое главное, есть, пока еще есть, квалифицированные кадры, способные превратить всевозможные концепции в реальные цифровые услуги и создать новые центры прибыли в республике. Ярчайший пример - цифровая платформа Налогового комитета Таджикистана. К слову сказать, ресурс по функционалу, заложенному в него создателями, не уступает российскому аналогу и рассчитан как на внутреннюю клиентуру, так и на иностранцев. Или проект Smart city, частично реализованный в Душанбе. Так и хочется сказать: "Можете, если захотите!"То есть если рассматривать эти два примера, то можно смело констатировать, что авторам проектов удалось смоделировать и построить адекватную телекоммуникационную архитектуру, изыскать или подготовить человеческие ресурсы, способные эксплуатировать и контролировать инструменты ИКТ и в итоге сделать для всех доступными соответствующие услуги и контент.Но… Увы, эти примеры - всего лишь исключения, которые, как известно, зачастую подтверждают правило.Есть лайки - давай деньги: заставят ли блогеров Таджикистана платить налогиВыходы, безусловно, есть. Так, проект Digital CASA призванный решить проблему с широкополосным Интернетом для стран Центральной и Южной Азии, соединив их оптико-волоконными линиями, мог бы помочь Таджикистану решить серьезную проблему с доступом населения ко Всемирной паутине и, соответственно, к электронным государственным услугам, которые, очень хочется верить, в обозримой перспективе станут доступны.Использование возможностей проекта Всемирного банка, кстати, прописано в уже упомянутой концепции цифровой экономики республики. И воспользоваться преференциями Digital CASA страна должна на 100%, учитывая негативный опыт соседнего Кыргызстана, сотрудничество с которым ВБ захотел летом этого года прекратить досрочно из-за затягивания сроков исполнения со стороны Бишкека. И наверное, настало время для Душанбе более внимательно приглядеться к цифровым инициативам, реализуемым в рамках ЕАЭС.Шансы не остаться на задворках нового цифрового мира у республики есть, но вот как она ими воспользуется, зависит от нее самой, а точнее - от ее руководства.
Sputnik Таджикистан
info@sputnik.tj
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2021
Sputnik Таджикистан
info@sputnik.tj
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_TJ
Sputnik Таджикистан
info@sputnik.tj
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnn1.img.sputnik.tj/img/07e5/0c/14/1044280681_33:0:2764:2048_1920x0_80_0_0_4977a75b5ee4ae6628d822a58b76ec1c.jpgSputnik Таджикистан
info@sputnik.tj
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
таджикистан интернет технологии
таджикистан интернет технологии
Индустрия 4.0: ждет ли Таджикистан цифровое будущее
21:00 20.12.2021 (обновлено: 13:57 21.12.2021) Казалось бы, будущее с современными технологиями, соцсетями и метавселенными уже на пороге. Но медленный интернет Таджикистана не просто тормозит, а скорее тянет страну назад от глобальной цифровизации
ДУШАНБЕ, 20 дек — Sputnik. Только ленивый сегодня не говорит про цифровую экономику и цифровую трансформацию. Это общемировой тренд, обусловленный объективной реальностью.
Про прямую зависимость роста национальных экономик от глубины проникновения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) объяснять не будем, тут важнее другие факторы.
Очередная, четвертая по счету промышленная революция, получившая с легкой руки основателя Всемирного экономического форума Клауса Шваба название INDUSTRY 4.0, принесла миру не только прорывные технологии, значительно меняющие жизнь и структуру производства, но и обнажила существующий технологический разрыв между странами.
Таджикистан не стал исключением, и его "цифровое" отставание даже от ближайших соседей с годами увеличивается.
Концепция цифровой экономики республики была утверждена еще в 2019 году и должна быть реализована до 2040-го. Но есть одно большое "но": только первый этап, предусматривающий всевозможного рода оценки, создание координирующих и контролирующих органов, будет длиться аж до 2025-го, а ситуация лучше не становится.
По скорости мобильного интернета, которая по состоянию на октябрь 2021-го составляла 8,11 Мбит/с, в списке от Speedtest Таджикистан занял 136-е место, расположившись между Суданом и Ганой, не дотянув каких-то пять пунктов до "призового" 141-го места.
С перечнем скорости фиксированной широкополосной связи, который также составил Speedtest, дела обстоят ненамного лучше, здесь республике досталось тоже не самое престижное 112-е место со скоростью 32,96 Мбит/с. За год "удалось" потерять 15 пунктов.
В рейтинге сетевой готовности (NRI), по данным, собранным Portulans Institute, у Таджикистана тоже незавидное 111-е место, и снова потеря за год в 2 пункта. В этом списке Таджикистан смог "обойти" только Непал и ряд стран Африки. Стоит отметить, что NRI является важным показателем уровня развития ИКТ и готовности страны к цифровой экономике.
Все перечисленные показатели прямо или косвенно оказывают влияние на качество человеческого потенциала. Логика в данном случае предельно проста - технологическое отставание не может не сказаться на уровне образования, что, в свою очередь, влияет на качество управления. Эту цепочку причинно-следственных связей можно продолжать долго.
Кстати, если уж речь зашла о государственном управлении, то и здесь, увы, Таджикистану нечем похвастаться. Всемирный банк (ВБ) в январе текущего года в своем докладе отнес республику к "странам, уделяющим определенное внимание решениям GovТech", а это немного выше, чем категория стран, не уделяющих этому никакого внимания.
В 2020-м ООН в своих индексах развития электронного правительства (EGDI) и электронного участия (EPART) выделила республике 133-е и 146-е места соответственно (рейтинг составляется раз в два года). И снова отрицательная динамика: по индексу EGDI потеря составила 2 пункта, по индексу EPART - 12 пунктов.
В анкете ООН, заполненной таджикской стороной, тоже много противоречивой информации. А ответы на некоторые вопросы и вовсе носят взаимоисключающий характер. Так, на вопрос "Собираете ли вы статистику об использовании услуг электронного правительства?" ответственное лицо отвечает: "Нет". Но на следующий вопрос "Измеряете ли вы удовлетворенность граждан услугами электронного правительства?" ответ был "Да".
Такие ответы сначала могут вызвать легкое недоумение, но потом все встает на свои места - электронного правительства нет, следовательно, и никакой статистики тоже нет. Но вот как таджикские чиновники измеряют степень удовлетворенности пользователей тем, чего не существует в природе, остается большой загадкой.
Идея электронного правительства не нова для Таджикистана. Эта концепция была утверждена еще в 2011-м, а результатами реализации ее третьего этапа в 2020-м должны были стать "автоматизация процесса предоставления государственных услуг населению и организациям, а также получение услуг от организаций для государственных нужд, развитие сервисов электронного правительства, таких как правительственный портал и шлюз электронного правительства".
Дальше идеи и осознания того, что это необходимо, дело, к сожалению, не сдвинулось.
О причинах того, как республика оказалась в "цифровых" аутсайдерах, можно рассуждать бесконечно долго, можно ссылаться на сложности с финансированием, привлечением инвестиций и приводить массу других оправдательных аргументов. Безусловно, любая из версий того, почему цифровая трансформация в Таджикистане буксует, имеет право на существование.
Но, по всей видимости, дело "пахнет" саботажем со стороны тех ведомств Таджикистана и их руководителей, которые должны были отвечать за реализацию проекта создания электронного правительства.
И призывы национального лидера с разных трибун к ускорению перехода на цифровые рельсы до адресатов в лице республиканских чиновников, судя по текущей ситуации, не дошли, а жаль.
При всем при этом имеются, безусловно, и положительные моменты, которые позволяют говорить о том, что в стране есть потенциал и понимание того, как должны выглядеть цифровые сервисы. А самое главное, есть, пока еще есть, квалифицированные кадры, способные превратить всевозможные концепции в реальные цифровые услуги и создать новые центры прибыли в республике.
Ярчайший пример - цифровая платформа Налогового комитета Таджикистана. К слову сказать, ресурс по функционалу, заложенному в него создателями, не уступает российскому аналогу и рассчитан как на внутреннюю клиентуру, так и на иностранцев. Или проект Smart city, частично реализованный в Душанбе.
Так и хочется сказать: "Можете, если захотите!"
То есть если рассматривать эти два примера, то можно смело констатировать, что авторам проектов удалось смоделировать и построить адекватную телекоммуникационную архитектуру, изыскать или подготовить человеческие ресурсы, способные эксплуатировать и контролировать инструменты ИКТ и в итоге сделать для всех доступными соответствующие услуги и контент.
Но… Увы, эти примеры - всего лишь исключения, которые, как известно, зачастую подтверждают правило.
Выходы, безусловно, есть. Так, проект Digital CASA призванный решить проблему с широкополосным Интернетом для стран Центральной и Южной Азии, соединив их оптико-волоконными линиями, мог бы помочь Таджикистану решить серьезную проблему с доступом населения ко Всемирной паутине и, соответственно, к электронным государственным услугам, которые, очень хочется верить, в обозримой перспективе станут доступны.
Использование возможностей проекта Всемирного банка, кстати, прописано в уже упомянутой концепции цифровой экономики республики. И воспользоваться преференциями Digital CASA страна должна на 100%, учитывая негативный опыт соседнего Кыргызстана, сотрудничество с которым ВБ захотел летом этого года прекратить досрочно из-за затягивания сроков исполнения со стороны Бишкека.
И наверное, настало время для Душанбе более внимательно приглядеться к цифровым инициативам, реализуемым в рамках ЕАЭС.
Шансы не остаться на задворках нового цифрового мира у республики есть, но вот как она ими воспользуется, зависит от нее самой, а точнее - от ее руководства.