Город-сад, или Образ муравейника: плюсы и минусы архитектуры современного Душанбе

© Flickr \ Пресс-служба Президента ТаджикистанаНовая мечеть в Душанбе
Новая мечеть в Душанбе - Sputnik Таджикистан, 1920, 17.06.2023
Подписаться
Эксклюзив
Архитектурный кризис Душанбе ярко проявляется в жилом строительстве, но зато компенсируется масштабами общественных пространств и благоустройством города
ДУШАНБЕ, 7 июн — Sputnik, Мунавар Мамадназаров. Мы продолжаем рассказывать о специфике развития архитектуры современного Таджикистана на примере Душанбе.
В прошлый раз мы говорили о главных общественных и правительственных зданиях, а теперь перейдем к пространствам, паркам, мечетям и самому спорному аспекту развития столицы - жилой застройке.

Новое прочтение древней традиции

Отдельным явлением в архитектурной жизни Таджикистана стал гигантский дворец, дом приемов, а заодно развлекательный комплекс - "Кохи Навруз". Хотя снаружи он выглядит излишне мрачноватым и громоздким, зато внутреннее пространство поражает масштабом декора, резным деревом, гипсом, золотом, зеркалами и росписями.
© SputnikГигантский дворец, а заодно развлекательный комплекс - "Кохи Навруз"
Гигантский дворец, а заодно развлекательный комплекс - Кохи Навруз - Sputnik Таджикистан, 1920, 17.06.2023
Гигантский дворец, а заодно развлекательный комплекс - "Кохи Навруз"
Богатство декора должно напоминать стороннему посетителю (а желательно и превосходить в его глазах) убранство дворцовых сооружений времен Тимуридов или дворца эмира Бухарского. Отношение к этому зданию двоякое.
Некоторые горожане считают его шедевром всех времен и народов, по крайней мере в истории Таджикистана. Однако с профессиональной точки зрения это перегруженное деталями гипертрофированное сооружение - образец очень дорогой помпезной эклектики.
Куда более удачный пример использования традиционных приемов мы видим в только что открывшейся главной мечети страны, которая хоть и построена на деньги Катара, создана в традиционной для персидской архитектуры дворцово-айванной композиции с главным портально-купольным объемом, по углам которого высятся четыре 75-метровых минарета.
Фасады мечети выполнены в светлых тонах, на фоне которых контрастно воспринимается изящный декор решеток-панджаре и мозаичных панно, искусно выложенными иранскими, таджикскими и туркменскими мастерами.
© SputnikЦентральная соборная мечеть Душанбе
Центральная соборная мечеть Душанбе  - Sputnik Таджикистан, 1920, 17.06.2023
Центральная соборная мечеть Душанбе
В целом образ здания навеян, с одной стороны, монументальными средневековыми постройками Самарканда и Бухары XII-XVII веков, а с другой, сказочными дворцами Аравии времен расцвета Багдадского халифата.
Потому авторы предпочли облицевать фасады не кирпичом, а более светлыми каменными плитами, в традициях арабских мечетей.
Другим грандиозным и, что не менее важно, удачным с точки зрения архитектуры объектом Душанбе по праву можно считать построенный в 2020 году Дворец водных видов спорта, вмещающий 2 тыс. зрителей.
При возведении трех круглых куполообразных зданий в форме летающих космических тарелок мэрия города не поскупилась на современные технологии строительной индустрии: самоочищающиеся стекла, а на крыше ажурная серебристо-голубая мозаика с высокой степенью отражения.
© SputnikДворец водных видов спорта в Душанбе
Дворец водных видов спорта в Душанбе  - Sputnik Таджикистан, 1920, 17.06.2023
Дворец водных видов спорта в Душанбе
Но самый яркий пример современного зодчества в Душанбе за последние годы - это парк "Истиклол", открытый в 2022-м в честь 30-летия независимости республики.
Самой характерной частью является не гигантская триумфальная арка в персидском стиле и не огромный парк, а массивная башня в виде огромного 121-метрового цилиндра.
© SputnikПарк "Истиклол"
Парк Истиклол - Sputnik Таджикистан, 1920, 17.06.2023
Парк "Истиклол"
Хотя основания башни и отделаны сценами из персидской мифологии, а вершину украшает огромная корона - символ Саманидов, в самом гигантском размере отчетливо виден подчерк тех, на чьи деньги была построена площадь - то есть Китая.
Именно в КНР последние два десятилетия монументальный стиль, предпочитаемый государством, можно охарактеризовать как "техногенный гигантизм + позолота". Чего стоит 68-метровая бронзовая статуя легендарного полководца Гуань Юя, установленная в 2016-м.
© SputnikСтатуя Гуань Юя (Цзинчжоу)
Статуя Гуань Юя (Цзинчжоу) - Sputnik Таджикистан, 1920, 17.06.2023
Статуя Гуань Юя (Цзинчжоу)
Так что принцип "большой и блестящий - значит красивый" благополучно перекочевал из Поднебесной в сердце Душанбе. И, по мнению ряда архитекторов, аттракционный, перегруженный сложными символами и деталями спиралевидный облик монумента не в полной мере соответствует декларируемому символу исторической цивилизации.

Высоко - не всегда хорошо

Во все времена у всех народов городские власти и архитекторы всегда пристальное внимание уделяли центру. Какие варианты развития центра Душанбе существовали 30 лет назад? По крайней мере было две альтернативы.
Первая - вдоль перепада рельефа верхней и нижней террасы города, где некогда располагались военные городки.
Такой проект в конце 80-х годов предполагал создать новый правительственный центр с эспланадой, идущей параллельно старому (проспекту Ленина - Рудаки), и лишь центральный парк разделял бы их друг от друга. Старое и новое существовали бы рядом, подчеркивая, с одной стороны, бережное отношение к наследию, а с другой - прогресс и величие нового.
Второй вариант - использование сложившейся практики современных городов, застроить высокотехнологичными сооружениями на свободных или заполоненных устаревшими четырехэтажками пространстве правобережья реки Душанбинки. Тем более что в столице там для высотного строительства существует надежная галечная подушка, а не зыбкие лессовые почвы центра.
Увы, в Душанбе из двух вариантов выбрали третий. А именно - уничтожение старого центра, по которому безжалостно прошел дорожный каток, снесший качественную архитектуру 1930-1980 гг.
Мнения и здесь разделились. Некоторые душанбинцы считают, что это правильное решение, ибо они воспринимают старую архитектуру как не отвечающую их сильно возросшим запросам. Мол, именно высотная застройка придаст городу современный облик.
Душанбе на "классике": как рождался архитектурный стиль таджикской столицы
Другие справедливо полагают, что в мире сотни, если не тысяча, городов Европы и Азии с населением, превышающим современный Душанбе в несколько раз, но весь исторический центр там застроен малоэтажками, и лишь на окраинах или пустырях высятся зубцы высотных зданий.
У жителей Гамбурга, Мюнхена, Неаполя или Цюриха нет комплекса неполноценности относительно немногоэтажной застройки их городов, и они трепетно относятся к каждому дому, за которым стоят люди, историческая эпоха и культура. Если выбросить из истории культуру, в том числе строительную, не останется ничего.
Однако генплан Душанбе от 2017-го говорит прямо об обратном - к 2040-му площадь и масштаб высотной застройки будет значительно увеличен. Если в количестве квадратных метров горожане выиграли, то потеряли в эстетическом виде столицы.
Однообразие советских хрущевок сменяется не менее однообразными пластмассово-глянцевыми высотками. На некоторых улицах с нейтральной высотной архитектурой создается впечатление, что ты попал в плотно застроенные арабские или китайские (и далеко не самые лучшие) города. Но там хотя бы уплотнение имеет обоснование из-за агрессивного воздействя пустыни и перенаселенности.
Самые очевидные примеры такого строительства - это "таджикский Дубай", 91-метровый небоскреб "Душанбе-плаза", состоящий из трех нестыкующихся ярусов, и новый 130-метровый трехглавый небоскреб Дома Связи на месте старого телеграфа, который визуально "понизил здание" расположенного рядом изящного Дома правительства.
И вот уже "Великой китайской стене" из громадных зданий в центре города мешает уютный символ города - легендарная чайхана "Рохат".
© SputnikДушанбе Плаза
Душанбе Плаза - Sputnik Таджикистан, 1920, 17.06.2023
Душанбе Плаза
Такое отсутствие соседского "чувства локтя" сильно разрушает гармонию городской среды, внедряет в нее "троянских коней", предполагая последующий снос небольшого по масштабу здания и возведение на его месте очередного небоскреба. Что мы и видим сегодня повсеместно в центре Душанбе.
Известный английский инженер Агравал Рома, проектировавшая самое высокое здание Европы - лондонский небоскреб "Осколок", пишет: "Мы поднимаем голову, смотрим на свои здания и восхищаемся ими, но нам нужно заземляться".
Плотная застройка, выжимающая из маленького участка максимальную выгоду, со временем приведет к тому, что улицы превратятся в плохо освещаемые и недостаточно вентилируемые ущелья, отрицательно воздействуя как на экологию, так и на психику зрителя.
Кроме того, гордость горожан первыми высотками быстро сменилась озабоченностью после недавних землетрясений этой весной.
Красота требует жертв: архитектура Душанбе от классики до постмодерна
После разрушительной катастрофы в Турции и нескольких сильных толчков в Душанбе горожане ясно дали понять, какая застройка ими ценится больше - на сайтах объявлений очень быстро исчезли предложения об аренде и покупке старых советских квартир с проверенной сейсмоустойчивостью. А вот куча однотипных предложений в новостройках висит на этих же сайтах месяцами.

Город-сад по-таджикистански

Но если современная архитектура в Душанбе не всегда знает чувство меры, то с "зеленым" благоустройством в столице все практически идеально. Недавно Таджикистан был признан из-за низкого уровня выбросов углекислого газа самой "экологичной" страной в Евразийском регионе.
Что касается Душанбе, то он уверенно может претендовать на статус самого зеленого города Центральной Азии из-за насаждений, количество которых последние 3-4 года увеличивается в геометрической прогрессии - чего стоит посадка 50 тыс. тенистых деревьев в марте этого года или высадка 1,5 млн многолетних цветов в 2022-м.
© SputnikОзеленение центральной аллеи Душанбе
Озеленение центральной аллеи Душанбе - Sputnik Таджикистан, 1920, 17.06.2023
Озеленение центральной аллеи Душанбе
Важно, что идея зеленого города-сада, начатая в Душанбе архитектором Петром Ваулиным в далеких 1930-х, прошла через все советское время и нашла свое достойное продолжение сегодня.
Таким образом, в центре города создан своего рода "Централ парк", который начинается у центральной площади города с Национальной библиотеки, ставшей его "южной стеной", протянувшийся широкой полосой вдоль перепада рельефа до северной части - проспекта Исмоила Сомони.
С востока парк ограничен центральным проспектом Рудаки. Зеленая зона продолжается и на другой стороне проспекта Сомони, на территории парка "Истиклол", где стоит одноименная китайская башня.
Возможно, со временем городские власти даже захотят соединить эти две парковые зоны, перебросив через проспект Исмоила Сомони широкий пешеходный мост. А логически завершает этот "зеленый" коридор, образовывая парковую триаду, Ботанический сад, расположенный примерно в километре от площади "Истиклол".

В сухом остатке

Архитектурное развитие последних 30 лет без сомнения показывает разносторонние поиски путей развития города с опорой и на советский опыт, и на местные вековые традиции, и на менталитет населения.
Варьирование высотной, среднеэтажной и малоэтажной застройки, чередование разнообразных камерных и открытых пространств, с вариантами домов для различных слоев населения позволяют хотя бы частично снять остроту экологических и социальных проблем в городе.
Стиль независимости: как выглядит современная архитектура Таджикистана
Небоскребы как торжество инженерной мысли, разумеется, важны для Душанбе, но как отдельные архитектурные доминанты, а не гигантские "человейники". Но главное, с оглядкой на капризы природы прошлого года, они должны обладать антисейсмической защитой, высокотехнологичным оснащением и обслуживанием, возможностью быстрой эвакуации сотен и тысяч людей .
Если таких гарантий нет, то "надо заземляться" и подумать, прежде чем следовать за коммерческими, амбициозными аппетитами застройщиков.
Архитектурную историю города как элемента пространственной культуры необходимо знать и беречь. Люди всегда будут стремиться туда, где сохранился "дух места", где остались следы национального колорита, где в архитектурном облике есть отличия и индивидуальность.
Необходимо сохранять эти принципы и в современном бурно развивающемся городе. Для этого требуются длительные комплексные усилия множества городских служб, архитекторов, строителей, архитектурной критики и общества.
Тридцатилетний опыт позволяет надеяться на то, что на плодотворной для творчества почве появятся достойные произведения строительного искусства, трогающие, подобно музыке, струны души горожан и гостей нашего Душанбе.
Лента новостей
0