Таджикистан против ИГИЛ*: год "скрытой войны"

© AP / Sherin ZadaВооруженные сторонники движения ИГИЛ, архивное фото
Вооруженные сторонники движения ИГИЛ, архивное фото - Sputnik Таджикистан, 1920, 19.02.2025
Подписаться
Эксклюзив
Угроза безопасности Таджикистана со стороны ИГИЛ* значительно возросла за последний год
ДУШАНБЕ, 19 фев — Sputnik. На протяжении последних лет иностранные разведывательные службы пытаются создать легенду, изображающую Таджикистан как "убежище ИГ*", и тем самым подорвать стабильность и безопасность этой важной для России страны.
По данным генеральной прокуратуры, в 2024 году в республике было зарегистрировано 1494 преступлений, связанных с терроризмом и экстремизмом, что на 226 случаев, или на 17,8% больше, чем в 2023-м.
Силовые структуры Таджикистана уже на протяжении несколько лет не комментируют эти факты и воздерживаются от упоминания названий террористических и экстремистских организаций. Однако то, что связано с ИГИЛ*, - отдельная тема для обсуждения.
Начальник Управления по борьбе с терроризмом и экстремизмом Генпрокуратуры республики Джуманазар Саидахмадзода в беседе со Sputnik Таджикистан признался, что активность "Исламского государства"* в стране действительно выросла за последний год.
"По всей республике арестовано несколько членов этой террористической организации, против них возбуждены уголовные дела. После проведенного властями расследования их вина была подтверждена, дела направлены в суд", — сказал он.
Между тем из всех преступлений террористической и экстремистской направленности, перечисленных в отчете Генпрокуратуры Таджикистана, огласке придали лишь несколько случаев. Интересно, что все они связаны с ИГИЛ*, и скрыть их было невозможно.

"Год ИГИЛ*"

За последний год только 4 теракта со стороны "Исламского государства"* получили огласку в СМИ, что свидетельствует об активизации этой террористической организации на территории Таджикистана.
Первый случай произошел в Кулябском районе в 5 января 2024 года, когда группа молодых людей, позднее признанных членами ИГ*, применили самодельные взрывчатки и подорвали служебный автомобиль главы местного управления НДПТ Салима Сайвализоды. Чиновник выжил, получив незначительные травмы.
Саидахмадзода сообщил, что этот теракт был совершен под руководством Бахтиёра Маджидзоды и 9 его сообщников, всех участников приговорили к различным срокам - от 5 лет до пожизненного заключения.
"Они хотели посеять панику и ужас в обществе, это одна из главных целей террористических организаций. Террористы и их сторонники считают, что нападение на известных и влиятельных лиц или других высокопоставленных чиновников создаст атмосферу страха в обществе. Выбор Сайвализоды, известного и официального деятеля в Кулябе, в качестве жертвы был обусловлен именно этим", - отметил глава Управления по борьбе с терроризмом и экстремизмом при Генпрокуратуре.
По другим данным, одним из этих 9 "сообщников" была жена Бахтиёра Маджидзоды, которая "вышивала флаг ИГИЛ*" для членов организации.
Второе событие – подготовка теракта на Навруз 21 марта, который задумывался также с целью посеять панику и страх в обществе. Однако органы безопасности Таджикистана предотвратили его и арестовали виновных - более 20 человек. Предположительно, преступники планировали подсыпать отраву в казаны с едой во время празднования Навруза на стадионе Вахдата.
Теперь, почти год спустя, органы предоставляют новые подробности этих арестов. По словам Саидахмадзоды, тогда были арестованы более 30 человек, еще 10 находятся в розыске.
"Их лидер Абубакр Хикматов, в его группу входят не только жители Вахдата, но и Душанбе, Куляба, Согдийской области и других районов. В отношении всех участников возбуждено уголовное дело, суд приговорил их к лишению свободы на срок от 8 до 20 лет", - рассказал он.
Кстати, эти аресты пришлись на время, когда четверо граждан Таджикистана совершили теракт в концертном зале "Крокус сити холл" на окраине Москвы, в результате которого погибли около 145 человек. Вопрос о том, в какой степени эти два события были намеренно спланированы лидерами "Исламского государства"* в одно и то же время, остается открытым.
Третье событие - неудавшееся покушение на жизнь главы Совета улемов Таджикистана Саидмукаррама Абдулкадирзоды. Оно произошло вечером 11 сентября. Муфтий возвращался после вечерней молитвы, когда на него напал молодой человек с ножом. Абдулкадирзода выжил, получив незначительные травмы.
Бойцы сирийской оппозиции едут в грузовике в Тальхии, провинция Идлиб, Сирия, пятница, 29 ноября 2024 г. - Sputnik Таджикистан, 1920, 07.12.2024
"Прогрев гламурного джихада": чем грозит Таджикистану ситуация в Сирии
Верховный суд Таджикистана расценил произошедшее как теракт, совершенный группой лиц. Так, трое человек были признаны виновными и приговорены к лишению свободы на срок от 2 до 26 лет. Власти назвали их членами террористической организации, не уточнив, какой именно. Однако источники Sputnik Таджикистан утверждают, что преступники получили указание из-за рубежа.
Четвертый случай, так называемый бунт 9 членов ИГИЛ* в тюрьме Вахдата, произошел 3 февраля 2025 года. По данным властей, трое охранников тюрьмы, включая начальника, получили ранения. Трое заключенных были убиты. Органы возбудили по этому факту уголовное дело и, вероятно, не могут сообщить никаких обстоятельств, поскольку расследование только началось.

"Меньше знаешь - крепче спишь"

Четыре приведенных выше примера - лишь малая часть из более 1,4 тыс. экстремистских и террористических преступлений в Таджикистане. По мнению собеседников Sputnik Таджикистан, неразглашение подробностей остальных инцидентов является результатом осознанной политики таджикских властей.
Эксперт по безопасности Фирдавс Джалилов отмечает, что в предыдущие годы власти намеренно не упоминали в отчетах преступления, связанные с терроризмом и экстремизмом. Но исключение составляют случаи, которые невозможно скрыть от общественности. Озвучивание дополнительных сведений о таких фактах считалось необходимым для устранения недоразумений.
"Это поворотный момент в политике Таджикистана. Раньше, получая информацию о террористических организациях в официальных отчетах, международное сообщество как бы считывало сигнал, что страна стала жертвой терроризма. Теперь ситуация изменилась, этот так называемый знак международному сообществу бессмыслен, поскольку изменился подход к терроризму. Западные страны превратили террористические организации в инструменты своего влияния, включая ИГИЛ* в Таджикистане. Ведь преувеличение угрозы терроризма подрывает основополагающий принцип национальной безопасности - общественное спокойствие и доверие к правительству", - заявил Джалилов.
Однако теракты были не единственным планом сторонников ИГ* против Таджикистана. В прошлом году после трагедии в "Крокус сити холле" в Москве западные СМИ развернули масштабную информационную кампанию против республики, в рамках которой пытались представить страну как "пристанище ИГИЛ*" и "рассадника джихадистских группировок".
Иной тон: Таджикистан выходит на новый уровень борьбы с терроризмом
Ранее ИГИЛ* и его западные и региональные покровители использовали таджикистанцев в террористических атаках в Иране, Афганистане, Турции и, наконец, в России, чтобы подорвать отношения страны с ее основными партнерами - Ираном, Китаем и РФ. Это задержало реализацию безвизового режима с Ираном, а Турция и вовсе отменила безвиз для граждан республики.
Эксперты утверждают, что террористические акты и заговоры иностранных разведок внутри страны и за рубежом не оказали существенного влияния на общественное восприятие и безопасность Таджикистана. Но это не означает, что эти дешевые и малозатратные программы ради достижения крупного геополитического преимущества будут остановлены. Ведь Душанбе является партнером Москвы и Пекина.
* ИГИЛ, ИГ, "Исламское государство" - террористическая экстремистская организация, запрещена в России и Таджикистане
Лента новостей
0