ДУШАНБЕ, 10 сен - Sputnik, Лев Рыжков. Новодевичье кладбище в Москве – не простое место упокоения усопших. Здесь по кладбищенским аллеям профессиональные гиды водят экскурсии. Потому что на Новодевичьем нашли последний приют самые знаменитые люди СССР и России. Здесь похоронены Никита Хрущев, Борис Ельцин, министры иностранных дел Андрей Громыко и Евгений Примаков, знаменитые артисты, певцы, композиторы, писатели.
Таджикистан тоже представлен погребениями знаменитых: здесь нашли покой два великих человека, имена которых известны далеко за пределами Таджикистана и без которых республика, может быть, и не появилась бы на карте.
Лахути – таджикский Че Гевара
Могилу Абулькасима Лахути найти нетрудно. Она располагается сразу напротив входа, надо только свернуть направо. Могила большая, заметная. На плите изображен пожилой человек. На первый взгляд – обычный партийный деятель. Но скучать пламенному революционеру, поэту, одному из основателей Таджикской ССР Абулькасиму Лахути вряд ли доводилось. Жизнь его напоминала приключенческий роман.
Лахути родился на западе Ирана в 1887 году. В 18 лет его первую поэму опубликовали в далекой Калькутте. Стихи молодого поэта приобрели народную славу, его приглашали ко дворам вельмож. Но вместо непыльной работы придворного литератора, Лахути выбрал революцию. Он собрал отряд и сражался против шахского режима, был приговорен к смертной казни, бежал из самой страшной тюрьмы Ирана, собрал новый отряд и вернулся на родину. В общем, биография не хуже, чем у Че Гевары.
В 1922-м Лахути поднял восстание в Тебризе, которое потерпело поражение, затем вместе с соратниками перешел реку Аракс, попросив убежища в СССР. Спустя два года Лахути переехал в Москву и там узнал, что далеко, в самом центре Азии, образовалась автономная область, где говорят на том же языке, что и в родном Иране. Лахути поехал в новую страну.
"Наравне с Айни, Абулькасима Лахути можно считать основоположником таджикской литературы, – говорит кинорежиссер и писатель Давлат Худоназаров. – Все писатели, которые потом творили на таджикском языке, безусловно, являются учениками Лахути".
Хотя жители Таджикистана почитали Хайяма, Фирдоуси и Хафиза, литературу и искусство новой республики пришлось поднимать с нуля, и это требовало невероятного напряжения сил.
"В 1923-м были такие люди, которые вообще отрицали существование таджиков как народа, – рассказывает Давалат Худоназаров. – Мол, те, кто говорит на фарси – это пришлые, иранцы. Таджикской автономной республике досталась территория, на которой не было ни одного города. В марте 1925-го, когда первое правительство приехало в Душанбе, там не было ничего, кроме бедных хибарок. Первый древний город появился в республике в 1929-м, когда присоединили Худжанд".
Строительство новой республики шло непросто. Преодолевали голод, холод, безграмотность, эпидемии. В 1937-м, в ходе "большого террора" арестовали и расстреляли высшее руководство республики.
Лахути вопреки всему пережил это страшное время и огромными усилиями смог спасти от расправы поэта Садриддина Айни. Затем один крупный партийный чиновник, используя знания и талант Лахути, решил сделать его своим, как сейчас говорят, "литературным негром". Лахути отказался и на всякий случай уехал из Таджикистана.
Умер он в забвении, покинутый даже учениками. Последние слова, по воспоминаниям медсестры, он произнес по-таджикски. Но, к сожалению, земляков рядом не оказалось, и прощальная фраза великого Лахути осталась неуслышанной.
"Это, безусловно, святое место для всех таджиков, – говорит Давлат Худоназаров, – Каждому земляку очень важно почтить память Абулкасима Лахути – большого ученого, замечательного поэта, великого организатора и пламенного революционера".
Племянник Бакунина спасал республику от эпидемий
На Новодевичьем кладбище обрел вечный покой и еще один сооснователь Таджикистана – Алексей Михайлович Дьяков. Без него – русского дворянина по происхождению – Таджикская республика могла бы не состояться. По материнской линии Дьяков был племянником революционера Михаила Бакунина – бабушка будущего наркома здравоохранения являлась родной сестрой знаменитого теоретика анархизма.
Алексей Дьяков был первым наркомом здравоохранения Таджикской автономной республики. В том, что с 1925 по 1930 годы в республике понизилась смертность и повысилась рождаемость, заслуга именно Алексея Дьякова, наладившего в Таджикистане систему оказания первичной медицинской помощи даже в удаленных кишлаках. В горных селениях люди в первый раз познакомились с медициной.
Дьяков владел таджикским и шугнанским языками, знал арабский.
С 1923-го Алексей Дьяков вместе с первым председателем Рабоче-крестьянской республиканской инспекции Шириншо Шотемуром и первым наркомом просвещения Нисором Мухаммадом добился того, что Таджикская автономная область стала в 1924-м сначала автономной республикой в составе Узбекской ССР, а с 1929-го – союзной. Кроме того, Дьяков, имевший немалый вес в академическом мире, всегда поддерживал ученых, утверждавших, что таджики – самостоятельный народ, достойный собственной государственности в составе СССР.
В 1930-м он уехал в Москву, но до конца жизни не терял связи с любимым Таджикистаном.
"Мне довелось познакомиться с Дьяковым, когда мне было двадцать лет, в 1964-м, – вспоминает Давлат Худоназаров. – Я имел радость общаться с ним, бывал у него дома. Иногда Алексей Михайлович отдыхал в Доме ученых под Москвой, и тогда я приезжал к нему на дачу. В 1974-м, спустя десять лет, Алексея Дьякова не стало. Таджики ему очень многим обязаны. В Душанбе больница Караболо более тридцати лет носила его имя. Но потом, на очередном вираже истории, его имя сняли".
Место захоронения Алексея Дьякова и его жены Музы Николаевны найти не так просто. Вместо большой могилы – всего лишь урна с прахом, вмурованная в стену колумбария. Координаты захоронения надо спрашивать в административном корпусе, а потом идти вдоль стены в сторону, противоположную Абулькасиму Лахути. И там, на высоте примерно двух метров над землей, замурован пепел одного из основателей Таджикистана.