ДУШАНБЕ, 15 янв — Sputnik, Вадим Попов. Вокруг цен на бензин с начала 2019 года стали разгораться страсти.
Автомобилисты внимательно следят за сообщениями о возможном росте стоимости топлива, а в русскоязычном сегменте интернета распространились слухи, что в Китае будут раздавать бензин бесплатно с 1 января 2019 года.
Sputnik Таджикистан выяснил, что будет с ценами на ГСМ.
Стоимость бензина в Таджикистане и странах Центральной Азии
До конца года цены подросли немного и сейчас составляют в среднем 7,98 сомни (0,85 доллара) за литр АИ-92 (в Душанбе 92-й бензин стоит 7,20 до 7,30 сомони, 95-й от 7,40 до 7,80 сомони за литр) Это достаточно много, учитывая, что в странах по соседству автомобильное топливо намного дешевле.
В частности, в Туркменистане, который занимает 7-е место в общемировом рейтинге, цена бензина - 0,43 доллара за литр. В первую десятку стран с самым дешевым топливом вошел еще один сосед Таджикистана - Казахстан. Там бензин продают населению по 0,48 доллара за литр. Но даже в Узбекистане и Кыргызстане горючее не дороже, чем на таджикских заправках - 0,54 и 0,67 доллара за литр. Такие условия создают хорошие возможности для контрабанды.
Одновременно с ценами на бензин растет число автомобилей с газовым оборудованием - более 60% транспорта Таджикистана. У бензиновых двигателей есть свои поклонники, тем более газ тоже растет в цене и по совокупным расходам не всегда выгоден. Так или иначе автомобильный рынок чутко воспринимает любые новости о ценах на ГСМ.
От чего зависят розничные цены на бензин
По мнению целого ряда экспертов, для снижения цен на бензин нет объективных предпосылок. В 2019-м горючее подорожает в любом случае — вопрос лишь в том, на сколько. Существует несколько факторов, которые в долгосрочной перспективе могут повлиять на цену автомобильного топлива.
Проследим формирование цен на примере российского бензинового рынка. Порядка 4% цены приходится на стоимость нефти, еще 13% добавляет переработка, около 17% составляет налог на добычу полезных ископаемых. Еще 16,2% приходится на акцизы и 6,15% - налоги на прибыль и фонд оплаты труда сотрудников. Итого примерно 60% цены формируется до поступления топлива на АЗС.
Еще примерно 7% добавляется от стоимости перевозок топлива. В Таджикистане эта часть будет весомее, так как в стране действуют высокие транспортные сборы. С 5 апреля 2018-го в Таджикистане выросли внутренние тарифы на перевозку нефтепродуктов по железным дорогам севера республики почти на 60%. Включая затраты на саму перевозку, данная составляющая вносит существенный вклад в цены на ГСМ в Таджикистане.
Таджикистан заинтересовался бензином и сжиженным газом из Туркменистана
Надо отметить, что транспортные расходы не только в Таджикистане играют большую роль в формировании цены на ГСМ. Так, в России от стоимости перевозки значительно зависит динамика цен на бензин. То есть именно этот сегмент часто влияет на резкие повышения цены. Прибыль АЗС в среднем добавляет порядка 15% стоимости топлива.
Как видно, розничные цены на бензин в большей мере зависят от налогов и сборов, затрат на перевозку и прочих издержек, не связанных со стоимостью сырой нефти.
Основные тенденции на мировом рынке автомобильного топлива в 2019 году
Общий рост цен, который принято называть инфляцией, будет важным фактором увеличения стоимости автомобильного топлива в 2019 году. И здесь наблюдается некоторый парадокс. Обычно, именно с ростом цен на ГСМ принято связывать повышение цен на товары широкого потребления, но не наоборот. Однако по мере развития именно рыночных отношений разные сегменты экономики начинают больше влиять друг на друга.
Настрой на оптимизм: рубль – молодцом, от нефти – ожидание позитива
Рост конкуренции среди нефтеперерабатывающих компаний и увеличение количества розничных фирм приводит к тому, что цены на топливо все больше зависят от потребностей предпринимателей, пришедших на этот рынок с целью заработать. То есть именно прогнозируемые расходы вынуждают предпринимателей повышать стоимость своих услуг, а АЗС поднимать цены. Таковы общемировые тенденции.
Кроме того, спрос на автомобильное топливо зависит от предпринимательской активности в целом. В Центральной Азии интенсивно развиваются интеграционные процессы, стимулируя предпринимательство, что позволяет удерживать цены на ГСМ и даже поднимать их на некоторую величину. Однако любой рост цен упирается в возможности покупателей.
Из-за высокой конкуренции АЗС вынуждены умерить свои аппетиты. Чтобы топливный бизнес оставался рентабельным, в России, например, разрешили продавать на заправках алкоголь. Это поможет предпринимателям увеличить прибыль без наценки на топливо. АЗС получают треть общего объема прибыли от продажи продуктов питания, а в случае снятия запрета на алкоголь эта доля вырастет до 40-45%.
Дороже всего бензин стоит в наиболее развитых странах. К ним относятся Нидерланды, Швеция, Норвегия, Финляндия, Великобритания. В Голландии цена бензина приближается к двум долларам за литр. Это связано с общим уровнем стоимости жизни в стране и экологической политикой - стимулированием альтернативных источников энергии и экологически чистого транспорта.
Наименьшая стоимость ГСМ в Венесуэле, Судане, Иране, Нигерии, Туркменистане. В этих странах сосредоточены огромные запасы нефти и газа. Кроме того, политика государства направлена на стимуляцию внутреннего спроса.
Глобальная энергетическая война: что надо знать о ней Таджикистану
В сегменте с ценами от 80 центов до 1 доллара за литр, куда входит Таджикистан, расположились такие разные страны, как Тайвань, Австралия, Канада, ряд африканских государств - Чад, Либерия, Южная Африка и даже Китай, Индия, Мексика. Из чего можно сделать выводы, что цена на автомобильное топливо не зависит напрямую от уровня развития, политики государства, внутреннего спроса, а всегда является результатом уникального сочетания всех факторов. Поэтому, аналитики чаще всего учитывают наиболее общие тенденции динамики стоимости на рынке ГСМ.
Фактор нефти на рынке ГСМ
Интересно, что глава "Роснефти" Игорь Сечин в ноябре 2018 года возложил ответственность за рост цен на бензин в России на независимые розничные сети АЗС. Тогда как вертикально интегрированная "Роснефть", по его словам, стремилась к снижению цен. Доля независимых АЗС в России составляет около 30%.
"Но эти 30 процентов как раз и влияют на ценообразование, потому что их поддерживает Федеральная антимонопольная служба. Если мы даем цену ниже, то сразу попадаем на антимонопольное разбирательство, значит, вынуждены даже поднимать цену", — сказал Сечин.
Падение цен на нефть вовсе не гарантирует снижение цен на бензин. Дело в том, что как раз вертикально интегрированные компании стремятся компенсировать снижение доходов от продажи нефти за счет рынка продукции переработки и не торопятся снижать цены на ГСМ. И наоборот, именно дорогая нефть позволяет снизить цены на бензин, как это ни парадоксально на первый взгляд.
Правосудов: российские нефтяные компании ведут себя уверенно на рынке ЦА
Вся мировая практика показывает, что цены на топливо напрямую не зависят от стоимости сырья. Лишь очень существенные изменения цены нефти могут привести к тем или иным подвижкам на рынке бензина.
Цена нефти влияет на экономику в целом, поскольку, помимо бензина, нефть используется во многих других секторах. Поэтому прогнозы на рынке нефти все-таки сохраняют свое значение для анализа спроса на автомобильное топливо. Чем выше цены на нефть, тем вероятнее всего, что предпринимательская активность замедлится во многих сегментах и в ряде стран, зависимых от импорта энергоносителей или с высоким спросом на нефтепродукты из-за промышленной ориентации.
Так, высокая стоимость нефти не выгодна США, спрос на их товары снижается из-за дороговизны, но она также не выгодна Китаю, где правительство стремится компенсировать рост стоимости топлива за счет государственных программ. Именно это дает почву для распространения слухов о бесплатном бензине для китайцев, но данная информация не подтверждается.
Напротив, Россия, Казахстан, Иран, Саудовская Аравия и другие экспортеры энергоресурсов выигрывают от роста цен на нефть. Экономики этих стран получат дополнительный приток валютных средств и возможность стимулировать внутренний спрос на все товары.
Рекордный обвал: почему нефть рухнула до минимума за полтора года
Напомним, Саудовская Аравия заложила в расчеты стоимость нефти в 80 долларов за баррель на 2019 год. А чтобы сбалансировать бюджет, Королевству нужна средняя цена черного золота - 95 долларов за баррель в новом году. Россию устроит и 55 долларов за баррель, но благоприятные условия для развития правительство РФ связывает с ценой нефти 65 долларов за баррель.
Прогноз стоимости автомобильного топлива для Таджикистана на 2019 год
Кроме того, в Таджикистане появились дополнительные источники альтернативного бензину топлива. Поставки газа из Узбекистана существенно отразились на стоимости бензина и спросе на него.
Необходимо отметить, что в соседнем Казахстане сконцентрированы большие запасы бензина, который казахи намерены экспортировать в Таджикистан. Это несомненно повлияет на рост предложений на таджикском рынке горючего.
Почем топливо для Таджикистана: где республике взять дешевый бензин и газ
Если в весенний период вырастут цены на бензин в Таджикистане, то рост будет связан с инфляционными ожиданиями и тарифной политикой государства. То есть цена топлива в большей степени будут зависеть от местных условий, чем от мировых тенденций. Кроме того, на рынок ГСМ влияет курс сомони к доллару и другим иностранным валютам. Если таджикские деньги продолжат обесцениваться, то бензин подорожает. Но в настоящий момент правительство Таджикистана активно мониторит рынок топлива с целью не допустить резкого повышения цен.