ДУШАНБЕ, 1 фев - Sputnik, Марина Чернышова-Мельник. Власти Таджикистана намерены ограничить ношение женщинами религиозной исламской одежды.
Сотрудники Национального центра законодательства уже готовят законопроект, официально запрещающий доступ во все государственные и частные учреждения (независимо от форм собственности) дамам в хиджабах, сатрах и других подчеркнуто мусульманских головных уборах.
Во Всемирный день хиджабов Sputnik Таджикистан выяснил, как местное общество воспринимает инициативу и что о ней думают ученые-исламоведы.
Хиджаб - исламский стиль одежды, но не таджикский
Вопреки стереотипам, хиджаб не является частью национального наряда таджиков. Это не атрибут костюма на праздники и фестивали и не культурное наследие.
Хиджабы и сатры в республике надевают в основном по религиозным соображениям. Но не всегда добровольно. С одной стороны, Таджикистан – светское государство, и закон не обязывает носить там мусульманские головные уборы, однако многих женщин вынуждают родители, супруги или взрослые дети. Это удалось выяснить представителям Комитета по делам женщин и семьи при правительстве Таджикистана в процессе разъяснительной работы с местными жительницами.
В последние годы у некоторых дам изменилось отношение к хиджабу: прежде чуждый элемент одежды в религиозной семье стал нормой именно в контексте гардероба, внешнего стиля.
"Возникла мода на хиджаб, связанная в том числе с влиянием зарубежных сериалов, где головной убор носят яркие актрисы. Поэтому, даже с учетом запретов на ношение и продажу, женщин, надевающих хиджаб и сатр, остается много", – уверен исламовед, заместитель директора Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамеры) РАН Ефим Резван.
По его словам, ухудшение обстановки на границах республики, примеры событий на Ближнем и Среднем Востоке (войны, революции, возникновение мощных джихадистских группировок) вызвали абсолютно объяснимое волнение у властей Таджикистана.
"Идеологическую борьбу в стране постоянно подпитывают внешние силы. Поэтому сегодняшнее руководство Таджикистана борется с исламизацией населения по радикальному образцу", – поясняет он.
Политический курс на борьбу с исламизацией
Формальный инициатор разработки законопроекта о запрете хиджабов и сатров в публичных учреждениях – Комитет по делам женщин и семьи при правительстве Таджикистана. То есть это решение возникло с одобрения руководства страны. Оно вполне предсказуемо.
Власти на протяжении нескольких последних лет ведут профилактическую работу с населением: убеждают, что ношение подчеркнуто мусульманских головных уборов черного цвета противоречит национальным традициям и культуре ношения одежды таджикской женщиной.
Уже проводилось несколько разъяснительных кампаний. Например, летом 2017 сотрудники госорганов Таджикистана организовали серию рейдов в различных населенных пунктах, учебных заведениях, ресторанах, торговых центрах и ателье по пошиву одежды.
Увидев женщин в сатрах, хиджабах и тюрбанах, чиновники объясняли, что такой головной убор чужд таджикским традициям, и призывали дам ограничиться платком на голове.
Никаких тапочек и декольте: в Таджикистане утвердили одежду для женщин
Также власти ужесточили контроль за ношением религиозной одежды учащимися вузов и государственными служащими. Министерство культуры и образования даже разработало для своих сотрудников образцы национальной женской и мужской одежды, которые приемлемы для ношения в светском Таджикистане.
Однако раньше по теме хиджабов все ограничивалось рекомендациями, публичным порицанием или угрозами возможных негласных санкций, вопрос не стоял кардинально.
Теперь же мусульманские головные уборы в Таджикистане хотят запретить на уровне закона. Речь идет об административных мерах и идеологическом раздоре, который они могут повлечь.
Таджикское общество: за и против хиджабов
Грядущий запрет мусульманских атрибутов в публичных учреждениях люди воспринимают по-разному. Одни согласны "завязать" с хиджабами и перейти на национальные платки. Другие возмущены строгостью запрета и непониманием общества.
Сторонники запрета мусульманской одежды в общественных местах Таджикистана в первую очередь придерживаются следующего аргумента: предотвратить радикализацию населения.
"Не надо исламизировать нашу страну. Сначала хиджаб, потом все остальное начнется. В Таджикистане благодаря президенту мирно уживаются сунниты и исмаилиты. Пусть так и останется", – считает Сакина.
"Сатр, паранджу и так далее надевайте в Афганистане, Иране и других государствах. А в Душанбе носите красивую национальную одежду", – вторит ей Майсара.
"Есть внутренние положения, устав, которые госслужащие подписывают при приеме на работу. Либо они соглашаются, либо ищут другую работу. Это, как в армии: хочешь быть в форме, принимай правила", – комментирует Азиза.
"Религия должна быть отделена от государства. Сотрудники госучреждений должны снять сатры. Тем не менее, уважая чувства верующих, я согласна, чтобы они носили национальные косынки", – поддерживает Дилором.
Эксперт: Таджикистан запрещает не хиджаб, а вариант одежды на арабский манер
Другая категория граждан считает, что официальный запрет хиджабов спасет женщин от принуждения. По их мнению, многие дамы надевают мусульманские головные уборы только потому, что их заставляют мужья и родители.
"Поверьте, они никогда в жизни публично не признаются, что их заставили. Наоборот, утверждают, что им нравится носить хиджаб. Но действительно ли такая женщина следует законам шариата? Во внешнем облике мало искренности. Наше правительство старается дать женщинам максимальную свободу, освободить от семейных предрассудков", – полагает Гульсифат.
Также постановление "вычистит" показную религиозность: молодые женщины надевают мусульманские атрибуты, чтобы привлекать порядочных мужчин якобы своей кротостью, но одновременно с этим носят слишком откровенные наряды.
"У них прикрыта голова, а из-под платка торчат огромные серьги. Или надета короткая юбка. Да и поведение иногда оставляет желать лучшего. Много видела такого лицемерия, которое позорит исламскую религию", – рассказывает Нигина.
Топ успешных мусульманок мира: известные личности, носящие хиджабы
Иное мнение у самих девушек, вынужденных отказываться от хиджаба. Их обижают строгие правила.
"Я была председателем родительского комитета. Активная, всегда помогала классным руководителям. Но, когда директор на улице при всех крикнула, что меня в сатре нельзя пускать в школу, было очень унизительно. После этого я перестала ходить на собрания, общаюсь с учителями по телефону", – рассказывает Наргиза.
"Впервые я столкнулась с проблемами, когда меня не пустили на процедуру в поликлинике. И второй случай был в ботаническом саду. Там вежливо попросили завязать платок назад. Когда искала работу, один раз мне сразу отказали, когда я пришла на собеседование в сатре", – рассказывает Замира.
"Мы с подругами часто собираемся в ресторане. По логике закона, ресторан – публичное место. Следовательно, мы будем лишены возможности видеться только потому, что я и некоторые подруги носят сатр?" – негодует Мавлюда.
Отдельные девушки недовольны, что им придется снять головной убор, однако защиты от наглых мужских взглядов им никто не предоставит взамен, да и не сможет.
"Сатр подарил мне уверенность в себе, защитил от недобрых взглядов мужчин, я заметила большее уважение к себе как к женщине", – рассказывает Тахмина.
"Мне так удобно, комфортно и спокойно вне дома. Я никому не навязываю мысль носить сатр, это лично мой выбор", - объясняет Фарида.
"В демократическом государстве люди должны иметь право выбора – одеваться, как считают нужным. А новые законы не должны идти вразрез с конституционными правами", – говорит Мавлюда.
Встали грудью: в ЦА женщины отстаивают свои права, снимая одежду
Однако больше всего и защитников и противников хиджабов волнует сама стратегия властей: не будет ли перегибов со стороны охранников и милиционеров, увещевающих женщин повиноваться запрету.
"Чиновники порой не думают о личных чувствах граждан и начинают радикально запрещать. Я пару раз около школ видела, как охрана не пускала внутрь девочек в хиджабах. Зачем перегибать палку под предлогом безопасности?" – рассказывает Ниссо.
"Жесткие запреты только расколют наше дружное общество, ослабив его основы. Сегодня я часто встречаю на улицах подруг в сатре и без, они прекрасно общаются между собой. Будет ужасно, если эта позитивная атмосфера принятия друг друга изменится", – напоминает Самир.
Девушка в хиджабе впервые снялась в рекламе средства для волос
"Сейчас работаю в одной из крупных компаний Таджикистана, где меня ценят за ум, но, к сожалению, на улице я никто. Все время хожу в страхе, что меня остановят, пристанут. А я ведь мать-одиночка, никого нет, чтобы за меня постоять. Хотелось бы помощи со стороны государства, а не проблем", – расстроена Гулбахор.
"Было бы отлично ввести в общеобразовательных учреждениях предмет, где будут рассказывать азы всех монотеистических религий мира. Тогда никто радикально настроенный не сможет запутать мысли людей", – предлагает Ильгиза.
Что говорят эксперты
Эксперты считают, что если данный запрет в Таджикистане все-таки примут, то его последствия будут зависеть от того, каким способом закон будут претворять в жизнь.
"Силовые методы могут привести к общественным волнениям. Если запрещать, то плавно, и просвещать людей, объяснять за что и почему. А если милиционеры начнут срывать платки и хиджабы с женщин прямо на улице, могут начаться волнения, а ведь от этого никому хорошо не будет", – говорит Ефим Резван.
Его коллега, один из ведущих российских специалистов по проблемам ислама, руководитель научных исследований института "Диалог цивилизаций" Алексей Малашенко обращает внимание и на полярность таджикского общества.
"Существует условное деление по географическим признакам, историческим традициям, гражданской идентичности. Поэтому нет однозначного ответа, как народ отреагирует. В Душанбе будут соблюдать правила, так как в столице много охраны и милиции. А в регионах и отдаленных горных аулах сложно отследить исполнение закона. Там все решается местными властями на локальном уровне. Вообще история показывает: чем сильнее нажим на общество, тем ярче протест", – заключает ученый.
По его словам, сегодня в республике продолжается борьба вокруг ислама.
"Президент Эмомали Рахмон и его команда делают все, чтобы уйти от радикальных проявлений ислама. Ведь с возникновением религиозных течений экстремистского характера в стране усилилась тенденция подражания обычаям, чуждым культуре таджиков. Это ставит под угрозу безопасность. Поэтому был введен запрет женщинам и всем несовершеннолетним (в возрасте до 18 лет) посещать мечети, вступать в религиозные организации. Были кампании против ношения длинных бород. Вспомним и запрет гражданам Таджикистана учиться в религиозных учебных заведениях за пределами страны. В светском государстве, хотя большинство населения и составляют мусульмане, должны соблюдаться светские законы", – говорит ученый.
Запрет хиджабов: опыт других государств
В нескольких странах с мусульманским большинством (Узбекистан, Казахстан, Турция, Сирия) уже давно действуют запреты на ношение традиционной исламской одежды. Нельзя однозначно сказать, положительна ли эта практика.
"Многое зависит от степени стабильности общества, финансового благополучия. Например, в Казахстане люди живут относительно стабильно, поэтому вопрос ношения мусульманских атрибутов стоит не так остро. Вообще, исламский радикализм – большая опасность для центральноазиатских государств", – говорит Резван.
Ограничения не всегда дают ожидаемый эффект. К примеру, в 2010 году в Сирии официально запретили носить паранджу. Цель – обеспечить безопасность ввиду роста экстремизма среди молодых мусульман. Через год Башар Асад смягчил закон и позволил учителям носить чадру, закрывающую лицо, кроме глаз. Но это не особо помогло в борьбе с радикалами: в 2011-м в Сирии началась кровопролитная война.
Общественные проблемы по вопросу мусульманской атрибутики имеют место во многих странах. Одни против любых проявлений религиозности, другие ратуют за свободу ношения исламской одежды, апеллируя к конституционным правам.
Некоторые держат нейтралитет и стараются примирить представителей общества, не согласных друг с другом. Власти тоже по-разному реагируют на проникновение мусульманских символов в повседневную жизнь.
Каким путем пойдет Таджикистан, покажет время.