ДУШАНБЕ, 5 мар — Sputnik. В Европе развернулась дискуссия — можно ли впускать обратно в страну попавших в плен или раскаявшихся "львов джихада". В Германии решили отбирать паспорта у тех, кто по доброй воле примкнул к "Исламскому государству"*, пишет РИА Новости.
А британские власти давно не церемонятся: правительство Ее Величества лишает подданства даже жен джихадистов. Правда, такие меры не всем нравятся — возражения есть как у правозащитников, так и у обычных граждан. А еще к спорам о том, что же делать с бывшими джихадистами, оказался, как всегда, причастен президент США Дональд Трамп.
"Мечтают вернуться домой"
В Германии МВД и Минюст договорились лишать гражданства бывших боевиков ИГ*, если они достигли совершеннолетия, принимали участие в боевых действиях на стороне халифата(сторонники ИГ* считают свою группировку теократическим государством), а также если у них, помимо немецкого, есть паспорт еще какой-либо страны. Джихадисты, уже отбывающие срок, останутся гражданами ФРГ. Об этом сообщили немецкие телеканалы и газета Sueddeutsche Zeitung.
"Тысячи иностранных боевиков, в том числе из Германии, воюют на стороне боевиков "Исламского государства"*. Вначале они сжигали немецкие паспорта перед камерами и объявляли себя гражданами халифата, — рассказывали журналисты. — Сегодня многие находятся в заключении в иракских и курдских лагерях на севере Сирии и мечтают вернуться домой. <…> Американцы и курды призывают принять их обратно. Это соответствует принципам международного права".
Sueddeutsche Zeitung описала и незавидную судьбу немецких джихадистов, которым не удастся сбежать домой. "Курдские ополченцы и так вели войну с ИГ* в основном в одиночку. Было бы неправильно оставлять их наедине с заключенными", — говорится в статье.
Всего в Сирию и Ирак, согласно официальным данным, уехали около тысячи немецких граждан. Треть вернулась домой, около 150 погибли. Остальные попали в плен.
Когда именно норма вступит в силу, ни медиа, ни официальные органы не уточняют. Осторожность чиновников МВД и Минюста можно понять. Подобное ужесточение законов обязательно вызовет критику, и правозащитники непременно напомнят о Третьем рейхе, когда лишали гражданства евреев и диссидентов. Нацисты отобрали паспорт даже у будущего канцлера ФРГ Вилли Брандта. Чтобы оправдать морально тяжелое решение, ведомствам федеративной республики, возможно, придется приводить в пример Австралию. Там боевиков лишают гражданства еще с 2015-го.
Давление Трампа
Импульс немецкому законотворчеству придал Дональд Трамп, призвавший недавно европейцев "забрать своих боевиков из Сирии". Иначе, по его словам, американцы их отпустят. Президент США отметил, что Великобритания, Франция, Германия и ряд других европейских государств должны предать суду свыше 800 боевиков террористической группировки ИГ*, захваченных в Сирии.
"США не хотят видеть, как боевики ИГ* проникают в Европу. Мы делаем очень много и тратим очень много. Пора и другим подключиться", — Трамп открыто давил на союзников.
Немецкие власти ответили, что выполнить это будет "невероятно сложно". С одной стороны, все граждане Германии имеют право вернуться на родину. С другой, не очень понятно, как вести следствие. Поскольку свидетели останутся на Ближнем Востоке, без обвинительного заключения не удастся вынести приговор.
Глава МВД Хорст Зеехофер выдвинул несколько условий для репатриации боевиков. Во-первых, нужно досье на каждого, а личные данные следует проверить на месте, еще до того, как бывшие джихадисты сядут в самолет, направляющийся в Германию. К тому же в Берлине должны быть уверены, что возвращающиеся ни в коем случае не угрожают государственной безопасности страны.
Но в целом дорогу на родину джихадистам никто не закрывает. "Строго говоря, все граждане Германии, в том числе и те, кого подозревают в участии в боевых действиях на стороне так называемого ИГ*, имеют право на возвращение", — подчеркнули в ведомстве.
А в Великобритании лишают подданства не только боевиков, но и членов их семей.
Жесткая Британия
В 2014-м Лондон начал с малого — аннулировали паспорта тех, у кого есть двойное гражданство, а также натурализовавшихся в стране иммигрантов, воюющих за границей. Это вызвало критику юристов — они ссылались на Конвенцию ООН от 30 августа 1961 года, подписанную в том числе Великобританией.
Лондон это не остановило. Более того — паспорта стали отбирать и у родственников боевиков. В середине февраля сообщили, что британского подданства лишится Шамима Бегум, и разразился скандал. В возрасте 15 лет девушка вместе с двумя школьными подругами, обманув родителей, бежала из страны и примкнула в Сирии к боевикам ИГ*. Там ее вроде бы выдали замуж за джихадиста, который несколько недель назад попал в плен.
Саму Шамиму обнаружили в лагере беженцев. Незадолго до этого она родила сына. Жена джихадиста дала интервью британским СМИ, рассказав, что "разделяет некоторые британские ценности" и хотела бы вернуться домой. Возможно, ей пошли бы навстречу, если бы не другие ее заявления. Как выяснилось, она ничуть не жалеет, что присоединилась к боевикам, ее вовсе не смущали казни "врагов ислама". А ИГ*, сетовала Шамима, "не заслужило победы, поскольку там правят бал коррупция и угнетение".
Британские власти пришли к выводу, что молодая женщина "по-прежнему находится под влиянием идеологии ИГ* и оправдывает зверства террористов".
Родные девушки, которые по-прежнему живут в Британии, обжаловали действия властей. Однако в правительстве уверены, что не нарушают Конвенцию ООН, поскольку Шамима имеет право на гражданство Бангладеш. Кроме того, в Великобритании действует Акт о гражданстве от 1981 года, согласно которому его могут лишить "в случае, если глава МВД посчитает, что это способствует общественному благу, а данный человек не останется в результате без какого-либо гражданства вообще".
Правда, власти "родного" для Шамимы Бангладеш заявили, что не пустят "львицу джихада" в страну и ни в коем случае не дадут ей паспорт. Находчивая девушка и ее муж сообщили, что тогда они обратятся к голландским властям с просьбой о подданстве Королевства Нидерландов.
Гуманная мера
Российский исламовед Роман Силантьев отмечает, что "реабилитация бывших боевиков редко возвращает их к нормальной жизни на деле, а не на словах". "Даже у наркомана больше шансов, чем у джихадиста, — добавляет эксперт. — Некоторые страны лишают гражданства за это — Казахстан и Израиль. Идея, на мой взгляд, правильная: если люди хотят строить "Исламское государство"*, пусть строят его в специально отведенных местах. На самом деле лишение подданства — гуманная мера. Гражданство должно быть привилегией".
Ахунов Азат, доцент кафедры религиоведения, напоминает, что "страны Магриба — Марокко и Алжир — давно взяли на вооружение такую практику, не пускают обратно тех, кто встал на путь джихада".
"Вопрос с боевиками-исламистами особенно болезнен для Алжира, пережившего войну с религиозными экстремистами. Даже Саудовская Аравия приняла закон об уголовном преследовании тех подданных, которые, будучи наемниками, воевали за пределами королевства. Никто не хочет видеть у себя человека, накачанного экстремистскими идеями. Но там речь идет о том, чтобы не позволить вернуться домой радикалу. А что касается дискуссии о лишении гражданства бывших боевиков, которая идет в Европе, — думаю, такие меры встретят сопротивление. Общественное мнение будет против", — считает эксперт.
*Террористическая организация, запрещенная в России и других странах