ДУШАНБЕ, 13 мар - Sputnik, Лев Рыжков. В конце зимы в Индии каждый год проходит международный фестиваль "Сураджкунд Мела". Эта грандиозная ярмарка ремесел и народного творчества ежегодно собирает многомиллионную аудиторию гостей и туристов.
Если изначально целью фестиваля была поддержка местных народных промыслов и фольклорных коллективов, то со временем география разрослась, и теперь в "Сураджкунд Мела" участвуют таланты из Европы, Центральной Азии, Ближнего Востока, Африки.
Известный певец Хушдил Пираков в составе делегации вокалистов и танцоров из Таджикистана был в этом году гостем грандиозного индийского фестиваля.
Корреспондент Sputnik поговорил с Хушдилом об индийском гостеприимстве и о том, как восторженные посетители рукоплескали таджикским артистам.
Творческий путь из Москвы в Душанбе
Несколько лет назад Хушдил собрал в Москве музыкальный коллектив. Репетиции проходили в офисах окраинных бизнес-центров.
"Это очень долгая история, - говорит Пираков. – Я тогда работал в Москве дизайнером одежды. Работа мне очень нравилась, я занимался ею три года. Но и без музыки не мог. Я ведь дипломированный музыкант – окончил таджикскую национальную консерваторию имени Т. Сатторова. Я хотел играть фьюжн – коктейль из современной, модной музыки и родных фольклорных мотивов. И это оказалось очень сложным делом…".
Хушдилу удалось в большом городе встретить единомышленников, но состав группы подбирался очень долго.
Выставка индийских товаров в Душанбе - фото
"Хотя мы с музыкантами и понимали друг друга, но работать вместе не могли, - говорит Пираков. – По очень простой причине. Все они были семейным людьми, много работали. И для музыки времени у них практически не оставалось. А я был свободен и мог посвящать музыке гораздо больше времени. Сейчас в моей группе "Тор" собрались холостые ребята, женат лишь бас-гитарист".
В Москве к коллективу пришла небольшая популярность, но все равно о больших сценах приходилось лишь мечтать. И в конце 2018 года музыканты приняли решение – вернуться на родину, в Таджикистан.
"Добиться успеха в Душанбе гораздо легче, чем в Москве, - рассказывает музыкант. – Не прошло и года, как нас стали узнавать, приглашать на выступления. Недавно записали на студии первый хит. Скоро будет и клип. У нас есть репертуар для праздников и свадеб. Но я понимал, что надо выходить на новый уровень".
Совершенно случайно Хушдил Пираков узнал, что в посольстве Индии регулярно проводятся уроки музыки. Всех желающих обучают индийскому вокалу, танцу, игре на инструментах.
"Все это было очень интересно, - вспоминает артист. – Ведь индийская музыка популярна во всем мире. И манера исполнения сильно отличается от того, как поют в России или в Таджикистане. В индийском посольстве я познакомился с гуруджи (наставником) Прадипом Кумаром Саркаром. Три месяца я постигал премудрости индийского вокала. А потом наиболее успешных учеников (меня в том числе) отправили на фестиваль в Индию представлять Таджикистан. Хочется поблагодарить посла, господина Шри Сомнат Гоша за неоценимую помощь. Без него не было бы никакой поездки".
Дикие обезьяны Индии и миллионы зрителей
Кроме Хушдила Пиракова в Индию полетели еще три певца - Ситорабону Нурова, Шамим Худоёров, Омина Хочиева – и семь танцовщиц. В аэропорту Нью-Дели делегацию Таджикистана встретили и отвезли в город Фаридабад, в окрестностях которого и проводится фестиваль.
"Нас встречали на высшем уровне, - вспоминает музыкант. – А двое молодых ребят вызвались нас охранять. Я говорю: "Все хорошо. Никто к нам не зайдет". И тут выяснилось, что нас охраняют не от людей, а от животных. От обезьян. Они, если им что-то не нравится, могут наброситься на человека, либо что-то украсть из номера".
Карнай, суманак и индийское бинди: в Душанбе прошел фестиваль по туризму
Гостиница стояла близ бескрайнего леса. И глядя на него, гость из Таджикистана понял, какая же Индия огромная страна.
"Нам все нравилось, все было удивительно, - рассказывает Пираков. – Правда, к пище я привык не сразу. Помню свой первый завтрак в отеле. Я смотрел на блюда и просто не понимал, что это и как это есть. Наконец, рискнул попробовать что-то, похожее на мясо. Горло обожгло острым перцем, из глаз брызнули слезы. На полдня у меня вообще отбило вкус. Но выступлениям это не помешало".
Фестивальная площадка стала отдельным потрясением для таджикских артистов. В огромном парке собрались несколько миллионов человек. Во всяком случае, таково было впечатление.
"Толпа была просто невероятная, - вспоминает артист. – Нас предупреждали, чтобы мы не теряли друг друга из виду. Потому что потеряться в такой толпе совершенно ничего не стоит. Но мы все равно потеряли по пути девушку-танцовщицу. Это был настоящий ужас".
По счастью, пропавшая танцовщица в скором времени нашлась. Она немного знала английский язык и обратилась за помощью к полицейским. Те и привели потерявшуюся артистку к шатру Таджикистана.
В Индии Таджикистан любят и знают
В огромном парке было две сцены. Надо было поочередно выступать на каждой из них.
"Я выступал через день, и всего выступил четыре раза, - вспоминает Пираков. – А вот девушки-танцовщицы выступали каждый день. Меня поразило, что зрители фестиваля знают и любят таджикское искусство. Во время выступления я слышал крики: "Таджикистан!" Это было невероятно приятно. Конечно же, мы волновались. Потому что играем только живьем, без фонограммы".
Танцующий под узбекскую музыку бодибилдер взбудоражил соцсети - видео
Помимо доброжелательной индийской публики, артисты из Таджикистана познакомились с коллегами со всего мира.
"Главное, что мы поняли во время фестиваля, - говорит артист, - это то, что таджикская культура интересна людям во всем мире. Нас любят и очень тепло встречают. Фестиваль напомнил мне праздник Навруз, который тоже объединяет многих, самых разных людей. От имени группы "Тор" я хочу поздравить читателей с этим прекрасным праздником взаимопонимания, весны и любви".