Хамид Карзай: США должны честно бороться с терроризмом в Афганистане

Экс-президент Афганистана Хамид Карзай в эксклюзивном интервью Sputnik рассказал о том, как нужно бороться с терроризмом на международном уровне.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

ДУШАНБЕ, 26 апр — Sputnik. В Москве завершилась VIII конференция по международной безопасности. На полях мероприятия экс-президент Афганистана Хамид Карзай рассказал Sputnik Afghanistan о том, как нужно бороться с терроризмом на международном уровне, почему были отменены мирные переговоры с талибами в Дохе, о роли Москвы в межафганском диалоге, какую опасность таит в себе грядущая Лойя Джирга в Кабуле, что нужно для рационального использования финансовых средств, поступающих от стран-доноров в Афганистан, а также о том, как предотвратить расхищение богатых природных ресурсов страны. 

- Терроризм в наши дни стал мировой проблемой. Каким, на ваш взгляд, может быть самый эффективный способ борьбы с ним на международном уровне?

- Самый эффективный способ борьбы с терроризмом, учитывая опыт нашей страны, – это сотрудничество крупных держав. США, некоторые их европейские и восточные союзники должны быть честными в борьбе с терроризмом.

Терроризм – это инструмент, которым некоторые пользуются. Поэтому нужно заставить их прекратить это делать, а это невозможно без обширного и честного сотрудничества.

- Что вы подразумеваете под "честным сотрудничеством", особенно, как вы заметили, "честным сотрудничеством" США?

Серенко: духовенство Узбекистана и Казахстана могут решить афганский конфликт

- Это значит, что никто не должен использовать терроризм в качестве инструмента. Мы наблюдаем это в Афганистане. Экстремизм и терроризм стали инструментами в Афганистане.

В начале нашего джихада против бывшего СССР американцы и их сподвижники целенаправленно занимались взращиванием экстремизма, направив его против бывшего Советского союза. Плоды пожинает народ Афганистана. Пакистан занимался тем же.

Зухуров призвал Россию и мировые державы к межафганскому диалогу

Я не хочу показывать пальцем и кого-то обвинять, я лишь хочу донести одну мысль, что пока терроризм и экстремизм будут использоваться как инструмент, эта проблема не решится. Я питаю большие надежды на то, что сейчас, когда весь мир столкнулся с проблемой терроризма, США и их союзники будут кооперироваться в своей антитеррористической деятельности с крупными державами, такими как Россия, Индия, Пакистан.

- В апреле должен был состояться второй межафганский диалог в Дохе. Встреча, как передают СМИ, не состоялась по той причине, что талибы отвергли список делегатов со стороны афганского правительства. При этом встреча, организованная в Москве в феврале этого года, прошла с размахом и успешно. Как вы считаете, почему?

- Почему межафганский диалог в Москве прошел легко и просто, и почему встреча в Дохе была отменена? Это важный вопрос. Московская встреча была организована за 15 дней. В ней приняли участие многие афганцы из Афганистана и из других уголков мира.

Талибы также приехали. Межафганский диалог (в Москве) был проведен очень удачно, в то время как на организацию встречи в Дохе было 2 месяца, но встреча, которую так хотел афганский народ, на которую было потрачено столько усилий, так и не состоялась. Какой бы ни была причина, надеемся на скорейшее проведение встречи в Дохе.

- Могут ли иностранные государства каким-то образом содействовать проведению следующего межафганского диалога? Может, следует выбрать другую площадку, раз в Дохе не получилось?

Железная дорога на Кабул: что это значит для Центральной Азии

- Безусловно, заинтересованные (в установлении мира в Афганистане) страны должны предпринять все меры и использовать все необходимые средства. Кроме межафганского диалога нет другого средства для прогресса. Установление мира, безопасности в нашей стране невозможно без участия крупных мировых держав и межафганского диалога. Эти два процесса должны протекать одновременно.

Власти Афганистана осудили объявление талибами "весеннего наступления"

С одной стороны, диалог между афганцами, с другой – согласие между иностранными государствами относительно будущего Афганистана, особенно это касается наших соседей – Пакистана и Ирана. Месяц назад прошли переговоры в Вашингтоне между спецпредставителями США, Китая, России и европейскими державами. В эти дни в Москве должны проходить консультации между специальными представителями России, США и Китая.

Надеемся, что это создаст хорошую базу для того, чтобы государства, граничащие с нами, с которыми у нас глубокие, широкие отношения, к примеру, Пакистан и Иран, присоединились к этому процессу.

- На днях в Кабуле должна проводиться Лойа Джирга (Всеафганский совет старейшин (представителей), нерегулярно избираемый от этно-племенных групп для решения кризисных ситуаций – ред.). Ряд государственных деятелей, а также политических партий раскритиковали проведение собрания, назвав его политически ангажированным. Талибы, которые являются неотъемлемой частью мирного процесса, также игнорируют этот совет. В такой ситуации насколько легитимно проведение такой Лойи Джирги?

- Лойа Джирга – это один из фундаментальных и важнейших национальных инструментов. Во время моего президентства она созывалась по важнейшим вопросам. Два года назад я предлагал президенту Ашрафу Гани провести Лою Джиргу с целью предотвращения развития кризисной ситуации в стране, а также совместного поиска причин этого кризиса. Тогда Джиргу не созвали, а теперь наше правительство созывает совет. Лойа Джирга должна быть представлена народом Афганистана.

Они здесь лишние: талибы объявили войну американским ВВС в Афганистане

Если целью совета будет установление мира и стабильности в стране, я поддержу ее. Если же Лойа джирга будет номинальной и будет использована для каких-либо других целей, ее следует воспринимать как зло, так как нельзя спекулировать названием нашего национального собрания.

В Кабуле я проведу ряд совещаний насчет Лои Джирги, и будем надеяться, что она созывается во благо. Однако на сегодняшний день создается другое впечатление: ближайшие соратники нынешнего правительства, Абдулла Абдулла, глава исполнительной власти, а также другие видные политические деятели отказались от участия. А совет должен проходит при полном согласии и единодушии.

- Какие последствия для мирного процесса будет иметь эта Лойа Джирга?

- Эту Лою Джиргу надо было проводить полгода тому назад, когда американцы стали прикладывать усилия в мирном процессе. Сейчас мы находимся в середине пути. Многие, да и я сам, сомневаются в том, приведет ли этот совет к продвижению или наоборот к оттягиванию достижения мира. Лучше, если Лойа Джирга будет созвана после межафганского диалога в Дохе, когда будут приняты решения, которые можно будет обсудить как раз на Лойе Джирге. Есть опасность, что эта Лойа Джирга может создать помехи для мирного процесса.

- Какие меры нужно предпринять, чтобы средства, выделяемые странами-донорами Афганистану расходовались рационально и в соответствии с целевыми статьями? Нужно ли создавать какой-то наблюдательный орган за распределением и расходованием средств или нужно модифицировать работу уже существующих органов?

- Конечно, нужен механизм, однако его создание возможно лишь тогда, когда в Афганистане воцарится мир и безопасность. Сейчас это невозможно. Но и страны, которые выделяют нам средства, должны делать это честно. То есть не должно быть так, что государство выделяет средства для Афганистана, а они до него не доходят.

- Органы, осуществляющие контроль за распределением и расходованием денежных поступлений, должны быть местными или иностранными?

Талибы захватили округ в Афганистане на границе с Таджикистаном

- Органы, которые занимаются распределением и контролем расходования поступающих средств, должны быть, конечно, местными. Несомненно, страны-доноры имеют право знать, на что и как расходуются их средства.

- Какие меры необходимо предпринять для того, чтобы богатые природные ресурсы Афганистана правильно добывались и не расхищались?

- Здравый менеджмент, правильное планирование, а также честное сотрудничество с иностранными частными компаниями. Опять же возвращаемся к обстановке в стране.

Все это будет возможно, когда будет достигнут мир и спокойствие, когда правительство будет контролировать всю территорию страны, когда органы власти смогут контролировать, расследовать и правильно эксплуатировать природные богатства, когда будут заключаться контракты с частными фирмами. В условиях войны невозможно эксплуатировать природные богатства правильно.