Снятый со второго дубля: в Москве состоялся показ фильма "Дохунда"

Дебютная работа Бориса Кимягарова о формировании революционного сознания народа в Таджикистане снят по одноименному роману классика таджикской литературы Садриддина Айни
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

ДУШАНБЕ, 18 июл — Sputnik. В Инженерном корпусе Третьяковской галереи был представлен фильм "Дохунда", снятый в 1956 году известным режиссером Борисом Кимягаровым. Кинопоказ организован 17 июля при поддержке посольства Республики Таджикистан в России.

"Дохунда" – дебютная работа Бенсиона (Бориса) Кимягарова в качестве режиссера игрового звукового фильма. Ученик Сергея Эйзенштейна и Льва Кулешова, Кимягаров внес неоценимый вклад в развитие таджикского кино. Его имя носит Союз кинематографистов Таджикистана, чьим основателем и бессменным руководителем он являлся.

"Я встретил девушку" и "Судьба поэта": таджикские киношедевры в Москве

Фильм снят по мотивам одноименной повести Садриддина Айни, написанной в 1930 году, и описывает тяжелую судьбу Таджикистана 1910-х годов в лицах его жителей.

В Москве покажут фильм таджикского режиссера Бориса Кимягарова

Простой крестьянин Ёдгор, ставший жертвой махинаций и обмана местных эмиров, красавица Гульнор из горного кишлака, не раз продаваемая эмирам и аксакалам, словно вещь или товар, работяга Абдулло, не способный более терпеть унижения и лишения со стороны правящих кругов, – эти и многие другие герои олицетворяют весь таджикский народ, разносторонний, сильный, думающий, стремящийся к свободе и справедливости.

Фильм детально и точно изобразил пробуждение Таджикистана и начало качественно нового этапа в его истории и, безусловно, не смог оставить равнодушными зрителей и участников кинопоказа.

"Это наша история. Это история, в которой принимали участие мой дед, наши родители, наши предки. Они участвовали в строительстве новой жизни", - поделилась в беседе со Sputnik Таджикистан глава региональной общественной организации "Таджикский культурный центр" Хуршеда Хамракулова, посетившая кинопоказ вместе со своей семьей.

В Москве покажут фильмы таджикского режиссера Мухиддина Музаффара

Показу фильма предшествовала лекция историка и искусствоведа Максима Павлова, куратора кино- и образовательных проектов в Третьяковской галерее. Он рассказал о трудностях, сопровождавших Кимягарова во время создания фильма.

По словам историка кино, режиссер работал в условиях, когда на территории Сталинабадской киностудии еще не было павильонов. Фильм снимался параллельно с тем, как возводилась студия.

"Многие участники съемок вспоминали, что на том месте, в котором по плану должна была быть построена студия, до сих пор жужжат пчелы, потому что здесь раньше был пчелопитомник", – рассказал Максим Павлов.

По этой причине при создании фильма съемочная группа прибегала в основном к натурным съемкам, более трудоемким в техническом исполнении.

Перед Кимягаровым стоял целый ряд других задач, характерных для большинства советских республик того времени и связанных преимущественно с отсутствием местной школы киноактеров. По словам Павлова, "в съемках принимали участие как актеры театра, к этому моменту уже сформировавшегося и имевшего свою традицию, так и совсем молодые, начинающие актеры. Для них этот фильм стал дебютом в творческой карьере".

Бахтиер Худойназаров: cтроптивый ученик, своевольный режиссер

Фильм "Дохунда" вышел на экраны 12 мая 1957 года. Он был дублирован в Москве, на студии им. Горького, там же была записана его таджикская фонограмма. Однако премьера фильма могла состояться еще в 1936 году, но по ряду причин этому фильму не суждено было выйти на экраны.

Несостоявшийся дебют

Показ фильма "Дохунда" в Третьяковке состоялся в рамках академической ретроспективы Льва Кулешова (1899-1970) – известного режиссера и теоретика кино, одного из самых авторитетных кинематографистов своего времени. С этим фильмом у Кулешова была связана значительная страница его творческой биографии.

Еще в 1930-х года, когда кинематограф в Таджикистане только зарождался, первый узбекско-таджикский режиссер Камиль Ерматов предложил Кулешову снять первый звуковой игровой фильм в Таджикистане. За основу была взята недавно опубликованная повесть Садриддина Айни, с которым Кулешов был знаком лично.

Сценаристом фильма выступил не кто иной, как Осип Брик – именитый советский литератор и писатель. Работа над съемкой велась интенсивно и успешно, но судьба фильма была буквально сломлена одним невероятно странным случаем: было решено показать таджикской общественности несмонтированные кадры из фильма, причем на русском языке.

Перед зрителями, впервые видевшими звуковое кино в принципе показали повторяющиеся дубли (среди них и неудавшиеся) на непонятном для многих языке. А перед самим показом было объявлено, что фильм полностью завершен и готов к премьерному показу. Реакция публики была ожидаемой.

Бахтиёр Худойназаров - легенда таджикского кино

"Это вызвало бурную волну возмущения, в результате фильм был запрещен, фильм был смыт, фильм исчез. Фильм, который так и не был доведен до конца, до финала, даже перестал существовать в своих фрагментах", - с горечью рассказал Максим Павлов.

К сожалению, ни свидетели тех событий, ни историки кино не смогли найти причины явной провокации, но ее цель была ясна: пресечь на корню подготовку и дальнейший прокат фильма.

Дань памяти

После окончания Великой Отечественной войны студия "Таджикфильм", называвшаяся до 1961 года "Сталинабадской студией художественных фильмов", занималась в основном документальными фильмами. Но уже не первое десятилетие существовала потребность в игровом кино, причем своем, национальном, не привнесенном и привезенном извне.

Борис Кимягаров взял на себя роль основателя нового этапа в таджикском кинематографе, так называемой "новой волны". Сюжет и основа для сценария были выбраны практически сразу и единогласно: это была повесть "Дохунда".

Символичность фильма "Дохунда" заключается не только в том, что это режиссерский дебют Бориса Кимягарова. Во-первых, новый этап в развитии таджикского кино был ознаменован фильмом о новом этапе в истории Таджикистана. Во-вторых, этот фильм стал своеобразным "довершением начатого": несправедливо свернутый и закрытый в 1936 году, он был снят преемниками и учениками Кулешова. И по сей день "Дохунда" признан одной из ведущих картин всего таджикского кинематографа.

Дочь режиссера "Я встретил девушку": отец очень проникся таджикской культурой

Организаторы кинопоказов в Третьяковской галерее предоставляют для московского зрителя уникальную возможность познакомиться с кадрами того самого, первого фильма "Дохунда" Льва Кулешова: 19 июля в Инженерном корпусе состоится встреча с историком кино Николаем Изволовым.

Он предпринял попытку создать фотофильм-воспоминание о том, какой могла быть картина "Дохунда" 1936 г. В основе работы – архивные фотографии со съемок фильма, а также восстановленные фрагменты сценария Осипа Брика.

Напомним, что ретроспектива шедевров студии "Таджикфильм" организуется в Третьяковской галерее не впервые. В сентябре 2018 года зрителям была представлена другая работа Бориса Кимягарова – картина "Смерть поэта".

Тогда же, в сентябре, состоялся показ одного из самых известных таджикских фильмов – "Я встретил девушку" Рафаэля Перельштейна. В мероприятии принимала участие дочь режиссера, старший научный сотрудник Музея кино Эмма Малая. В июне 2019 года Третьяковка организовала просмотр современного таджикского фильма "12 лет ожидания" режиссера Мухиддина Музаффара.