Теперь времена изменились. Если раньше не найти было звука фанерного, фонограммного, то теперь не стало живого. Колумнист Sputnik долго искал в столице естественное звучание. И неожиданно нашел.
Дешево и сердито
"Глупец ты, Одами! – скажет мне кто-то из вас. – Я каждый вечер хожу мимо бара, где написано "Живой звук"! А ты говоришь!"
Но те, кто поет на русском и английском, были часто уличаемы мной в открывании рта под самую позорную из фонограмм – "плюсовку", где записана не только музыка, но даже голос певца.
"А что, слушатели все равно не разбираются", - говорили мне эти открывальщики ртов (не могу назвать их певцами).
Праздник фалака - народное и музыкальное достояние Таджикистана
По сравнению с этим позором пение под "минус", конечно, благовидней. Но тоже не чистая монета. Ведь пение под такую фонограмму - то же караоке. Ну разве что уровень исполнения повыше.
Живую музыку в Душанбе можно найти только в барах и пабах. Там выступают группы, которые играют паб-рок. Но таких в Душанбе мало, а репертуар у них - на 50% общий. Звучание у этих команд не идеальное: то завизжит что-нибудь, то помехи пойдут. Но тут действительно – без обмана.
Настоящая музыка требует затрат на аппаратуру, в его рождении участвует целая команда исполнителей, звукооператоров, техников. А для фонограммы нужно лишь приобрести средней руки аппарат и не забывать включать микрофон, чтобы сказать: "Эта песня для всех девушек в этом зале". Фонограмма – это дешево.
Школа рока
И вот с билетом в руке я оказался в саду гостиницы. Было много детей, много взрослых, приходили целыми семьями.
Сначала на сцену вышла группа The Daze. Образовалась она недавно, однако в составе ее уже состоявшиеся музыканты: Зебо Назруллаева – вокалистка и финалистка одной из музыкальных премий Боба; Далер Иброхимов – гитарист и преподаватель гитарной школы; барабанщик Чермен Каиров, которого я помню, как участника хеви-метал группы Ragnarock; на басу стоял вездесущий Джэк Рок, который успевает отметиться везде, где только можно.
Таджикский певец Чоршанбе Аловатов: вдохновение - это большая ответственность
Начался концерт с небольшой приветственной речи, после чего музыканты заиграли композицию собственного сочинения.
Затем на сцену начали выходить ученики гитарной школы Душанбе. Каждый играл по 1-2 композиции, а The Daze аккомпанировала. Естественно уровень был разный. Кто-то уже довольно уверенно играет, кто-то только начал учиться и перебирал всего пару аккордов, а музыканты доигрывали остальное. Но Далер Иброхимов подбадривал и направлял каждого своего воспитанника.
Атмосфера концерта была шикарна. Ранний октябрь в Душанбе – это мягкая теплая погода, когда куртку днем надевать еще рано, а вечером в футболке уже прохладно. Вокруг были адекватные и трезвые люди. Ведь концерт проходил с участием детей. Поэтому не было конфликтов, драк, которые иногда случаются во время выступлений в пабах или барах.
В Душанбе выбрали лучший голос: как прошла "Музыкальная премия Боба" – видео
Из-за перепада температур гитары периодически расстраивались, а потому паузы между песнями были длинными, чтобы настроить аппаратуру. Но это нормально, когда музыканты играют сами.
На последней песне пытались организовать салют. Но что-то не заладилось.
Учитывая мизерное количество душанбинских исполнителей живой музыки, хочется верить, в возрождение этого пласта культуры и пожелать Далеру Иброхимову и его Guitar School Dushanbe процветания. А заодно поблагодарить его и группу The Daze за проделанную работу и хороший концерт в Душанбе.
И дети молодцы. Главное, чтоб не бросали заниматься. Живой звук – это действительно очень здорово, особенно когда вокруг сплошная фонограмма.