Побеждая смерть: как таджикский врач спасает жизни в Москве

Спасать безнадежных больных, помогать тем, кто уже отчаялся, - такова история российского врача-онколога, который родился в Таджикистане
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
ДУШАНБЕ, 18 фев — Sputnik, Марина Чернышова-Мельник. 20 лет назад хирург-онколог Бахром Ахмедов приехал из Таджикистана в Москву, чтобы заниматься любимым делом. За эти годы талантливый врач многому научился, стал кандидатом медицинских наук под руководством лучших педагогов и спас жизни десятков людей от рака.
Сегодня Ахмедов - успешный торакальный хирург, желанный гость на международных конференциях и форумах, соавтор "Энциклопедии клинической онкологии" и лауреат государственных премий. Sputnik Таджикистан узнал у потомственного врача о том, что дает ему силы, что вдохновляло с самого детства и что встретилось на трудовом пути. А еще врач рассказал, как помогает пациентам бороться со страшной болезнью.

Достойный пример

Родился Бахром в городе Ленинабаде (современном Худжанде).
"Вообще, родители жили в Душанбе, а у мамы в Худжанде были родственники. Она поехала их навестить, и там я родился раньше ожидаемого срока. Мое детство прошло в столице", - уточнил Ахмедов.
Оставил семью и уехал на Сахалин: как таджикистанец построил карьеру в России
Мама его работала в Таджикистане учительницей английского языка. Отец - Бахтиер Ахмедов - известный врач, признанный основоположник онкологической сферы в Таджикистане и на территории всей Центральной Азии. Десятки лет он посвятил тому, чтобы спасать от страшных болезней, многих вылечил и дал возможность жить дальше. Сегодня Ахмедов-старший - заслуженный академик Таджикистана, но, несмотря на свои достижения, возраст и титулы, он продолжает работать в Согдийском онкологическом центре в Худжанде.
Отец, преданный своему делу, всегда был для юного Бахрома примером. Именно он привил сыну любовь к медицине и вдохновил пойти в эту сферу.
"В нашем доме жило много семей врачей. Часто приходили друг к другу в гости, взрослые и дети общались между собой в основном на медицинские темы. Как-то мы принимали в гостях академика Николая Николаевича Блохина - знаменитого хирурга-онколога, основоположника Всесоюзного онкологического научного центра, что сейчас носит его имя. Он приезжал в Душанбе по работе и, поскольку был учителем моего отца, много времени проводил в кругу нашей семьи. Таким образом, круг общения деликатно подтолкнул меня к выбору жизненного призвания", - рассказал Ахмедов.
Россия стала вторым домом: успешная история семьи таджикских мигрантов
Еще в старших классах таджикской школы мальчик посещал кружок для будущих врачей: дети на специальных тренажерах учились выполнять внутривенные и подкожные инъекции, промывать желудок, накладывать повязки и шины при растяжениях, вывихах, переломах и кровотечениях. Также учились оказывать первую медицинскую помощь.

Сознательный выбор

В 1992-м Ахмедов самостоятельно поступил на лечебный факультет Таджикского государственного медицинского института имени Абу али Ибн Сино. Этому предшествовала долгая подготовка и занятия с репетиторами.
Давлатов объяснил, почему таджики обязаны быть хорошими врачами
"Любимым моим предметом была "Хирургия". Вообще, основные студенческие годы я провел в Худжанде. Мы всей семьей переехали туда жить к родственникам мамы, когда я закончил первый курс. В Худжанде был филиал моего вуза, поэтому я без проблем согласовал географию учебы. Диплом получил в 1998-м", - вспомнил Ахмедов.
На третьем курсе Ахмедов с однокурсниками посетил онкологическую больницу. Будущие врачи увидели больных в тяжелом состоянии, плачущих родственников и то, как им пытались помочь. Были там люди, которых еще можно спасти. Были и те, кто утратил свой шанс. Студенты присутствовали и при обсуждении состояния сложных больных, и на операциях, где решался вопрос о жизни и смерти. Эта атмосфера помогла 20-летнему Ахмедову сделать главный выбор.
Он твердо решил посвятить себя онкологии - войне с одной из самых страшных и непобедимых болезней в мире. Не только для продолжения дела отца, а именно потому, что увидел в этом благую миссию. Можно сказать, для юного медика это был вызов самому себе.
Большие подвиги маленьких людей: как таджикистанцы спасали других в беде
Ахмедов погрузился в изучение онкологии. Помогла ему в этом большая медицинская библиотека отца. Он решил начать с самых азов: устроился на должность медбрата в онкологической клинике. Там началась практика: капельницы, уколы, инъекции, ночные дежурства, психологическая помощь пациентам.
"Первый опыт воспитал во мне терпение и ответственность. Ведь работа среднего медицинского персонала очень сложная, требует бесконечного внимания. Врач, как правило, изучает суть болезни, строит план и график лечения, дает рекомендации. Каждому больному он уделяет максимум полчаса во время обхода. А медсестры и медбратья дежурят в больницах круглые сутки, откликаются на каждый стон. Я стал чутко реагировать на боль пациентов, стал человечнее", – рассказал уроженец Таджикистана.
Таджикский студент-волонтер награжден медалью от президента России
По окончании института молодому специалисту предложили должность торакального хирурга: он разбирал истории болезней пациентов, учился сам продумывать их лечение, ассистировал на операциях.
"Ответственности добавлял и тот факт, что в центре работал отец. Большинство врачей - его ученики. Имея такого авторитетного родителя, я должен был соответствовать статусу, доказывать, что не зря продолжаю династию", - добавил Ахмедов.

Новые горизонты

Долго в Таджикистане Ахмедову не суждено было работать. Уже осенью 1998-го он переехал в Москву, получив направление в ординатуру Российского онкологического научного центра имени Н. Н. Блохина. Все началось еще за полтора года до этого события, когда пятикурсник Ахмедов познакомился с академиком Николаем Николаевичем Трапезниковым.
Таджикского мальчика-героя наградят в Москве
"Мы с отцом вместе приехали в Москву на юбилей академика. Тогда он возглавлял научный центр после ухода его создателя (Н. Н. Блохина), был заслуженным врачом. И я как гость посетил эту огромную "махину", самый крупный онкологический центр в Европе, он мог одновременно принимать полторы тысячи пациентов", - поделился уроженец Таджикистана.
Масштабы впечатлили студента, особенно в сравнении с больницами на родине. Более того, в центре Блохина трудились известные ученые, лидеры онкологии, по книгам которых он учился.
"Работали почти без отдыха, время было очень сложное. Но, оказавшись в этой атмосфере, я однозначно решил попасть туда. Отец меня познакомил с тогда еще профессором Михаилом Ивановичем Давыдовым, возглавлявшим отдел торако-абдоминальной хирургии, и мы договорились о моей будущей работе под его руководством. Так решилась моя судьба", - рассказал Ахмедов.
В Россию молодой врач переехал в 23. Было сложно, прежде всего, с моральной точки зрения. Будучи единственным сыном, младшим в семье, Бахром привык к теплой семейной атмосфере и налаженному быту. Он уже сам был женат и растил дочь. А тут пришлось жить в чужой стране в общежитии, самому заниматься бытом. Супруга осталась в Душанбе, так как ей надо было доучиться в вузе. По воспоминаниям Ахмедова, были трудности и на новой работе.
"С одной стороны, замечательные коллеги. Но, оказавшись в их кругу, я понял, что не дотягиваю до их уровня. В клинике работали мои сверстники, получившие образование в Москве, были лучше подготовлены, уже стажировались у иностранных коллег, знали несколько языков. Вроде бы я имел опыт работы по профессии, много ассистировал в операционной, но все равно были пробелы в обучении. Первое время я комплексовал, потом обрел стимул "тянуться" за сверстниками и стать лучше", - рассказал онколог.
Ахмедову пришлось много работать, буквально жить в клинике. В основном молодой специалист проводил медицинские осмотры и вел дневниковые записи пациентов, затем начал делать операции при опухолях органов грудной клетки и брюшной полости, заниматься научными исследованиями. Усердный труд дал свои плоды: врач заработал авторитет у пациентов и занял достойное место в кругу коллег. Спустя год после переезда стало еще легче: жена закончила вуз и тоже отправилась в Москву. А потом, когда у супругов появилось отдельное жилье, они привезли в Россию и дочку, что при переезде родителей жила в Таджикистане с бабушкой и дедушкой.
Таджикский дзюдоист Расул Бокиев помог детям в рамках акции "Спасибо вам"
В 2004-м Ахмедов блестяще защитил кандидатскую диссертацию под крылом научного руководителя и любимого педагога Михаила Ивановича Давыдова, в свое время "открывшего двери" ординатуры. Молодой ученый провел массу исследований, изучил проблемы лечения рака легких, разработал новые концепции лечения опухолей и метастазов. Писать диссертацию не было обязанностью доктора, но очень важно для карьерного роста в онкоцентре имени Блохина.
"Я не могу сказать, что само звание кандидата медицинских наук сильно помогло в карьере. Больше помог путь, проделанный за четыре года: ты поднимаешь архивы, анализируешь чужой опыт, глубоко исследуешь тему и учишься формировать свои мысли. Я стал по-другому смотреть на пациентов, проводить многофакторный анализ их болезней. Плюс, я научился хорошо писать сложные медицинские тексты", - отметил Ахмедов.
"Главное - сила воли": как таджикский врач переболела коронавирусом в Москве
Сейчас он работает уже над докторской диссертацией, посвященной метастазам герминогенных опухолей в легких. Любимый учитель Давыдов остался научным наставником.

Как вовремя распознать беду

Как спасти пациента от онкологического заболевания? Этот вопрос - главный для любого врача-онколога, можно сказать, его компас.
Коронавирус в Таджикистане: последние новости
Выходец из Таджикистана разрабатывает лекарство против коронавируса
Ответов много, и находятся они в результате многолетнего опыта. По мнению выходца из Таджикистана, главное - вовремя распознать страшную болезнь, чтобы была возможность победить ее на ранней стадии.
"К своему здоровью надо относиться очень бережно: обследоваться как минимум раз в год, а лучше чаще. По статистике, у женщин большой риск развития рака молочной железы, у мужчин - рака легких. Поэтому нужны осмотры у гинеколога и маммолога, рентген органов грудной клетки. Если что-то беспокоит или ощущение дискомфорта - важно сразу идти на консультацию к врачу", - поделился Ахмедов.
Специалист добавил, что у большинства психология устроена так, что, пока не заболеют, они не обращаются за помощью. Когда болезнь уже активно проявляется, лечить сложнее, и уровень опасности гораздо выше.
Кто такой Добрый Таджик и как он помогает соотечественникам в России
"В советское время был очень правильный акцент на диспансеризацию: чтобы устроиться на работу, учебу и службу, человек должен был пройти комплексный медосмотр. Сразу несколько врачей и обследований. В этом была польза, прежде всего, для самого обследуемого - для профилактики здоровья. Увы, сейчас к диспансеризации нет такого пристального внимания", - отметил Ахмедов. 
Ремесло онколога - очень тяжелое с психологической точки зрения. К Ахмедову часто приходят обреченные люди, которые до этого уже обошли несколько больниц, где им вынесли смертный приговор. Они приходят с надеждой на "волшебное исцеление". Таджикский специалист вспоминает своих недавних пациентов: как проводил консилиум, разрабатывал индивидуальную схему лечения, оперировал. Одному мужчине с раком желудка помогла химиотерапия, и сейчас он восстанавливается. Двум больным раком легкого и раком языка только предстоят операции. Многим за это время удалось дать шанс на вторую жизнь.
Дари добро: как уроженец Таджикистана стал благотворителем в Иркутске
"Самое страшное во врачебной практике - когда имеешь дело с запущенными формами онкологических заболеваний. Это эмоционально сложно, ибо ты видишь страдания умирающего, проникаешься его горем, сочувствуешь и хочешь помочь. Но, в отличие от пациента и его родственников, я не имею права плакать вместе с ними, показывать эмоции. Я должен выслушать, быстро взять себя в руки и принять решение. Только так можно оказать реальную помощь", - рассказал хирург.
Ахмедов добавил, что для стран постсоветского пространства важна популяризация достойных профессий - врача, учителя, пожарного, космонавта. Сейчас у молодежи наблюдается больше акцента на материальную выгоду (бизнес, шоу), из-за этого моральные принципы и желание помогать обществу - в дефиците.
Бросил карьеру ради спорта: богатырь из Таджикистана раскрыл секрет своей силы
"В Таджикистане есть такое слово "хизмат", то есть "надо служить". Детей с детства приучают, что они заведомо всем должны, выполняют волю семьи, традиций и общественного мнения. На мой взгляд, такое воспитание губит в таджикских детях лидерские качества, так как им изначально ставят рамки. Такому человеку сложнее чего-то добиться. Возвращаясь к моей профессии, я считаю, врачами должны становиться те, кто искренне хочет лечить пациентов и готов к трудностям", - говорит Ахмедов.

Жизнь - в Москве, сердце - в Таджикистане

Сегодня Бахром Ахмедов - успешный хирург, который любит свою работу и счастлив развиваться дальше. Он часто выступает на международных конференциях и форумах, публикуется в научных изданиях. Он же является соавтором "Энциклопедии клинической онкологии" и лауреатом государственных премий. Недавно онколог даже стал одним из героев цикла документальных фильмов, посвященных профессии врача, показанный на таджикском телеканале. 
Мужские слезы: Рахмона растрогал поступок обычного медбрата - видео
Все хорошо и в семье: у супругов Ахмедовых две дочери и сын. Жена Макнуна - тоже доктор, кандидат медицинских наук, работает врачом ультразвуковой диагностики в центре Блохина. Все вместе они много путешествуют, и даже в командировки мужчина старается брать с собой супругу и детей, чтобы семья была вместе. Два раза в год они стабильно навещают Таджикистан, а родители ездят к ним в гости в Москву.
"Я переехал в Россию 20 лет назад. Было много трудностей, которые преодолел, и сейчас у нас налаженный быт, все есть для счастья", - рассказал мужчина.
Уроженец Таджикистана спас мальчика из горящей машины под Чебаркулем
В свободное время Ахмедов любит играть на фортепиано, учить иностранные языки и читать древние рукописи таджикско-персидской классической литературы.
"Больше всего люблю оперную музыку, особенно таджикской звезды Рустама Дуллоева. Жалею, что в детстве я не овладел игрой на гитаре. Ходил ведь на занятия, но педагоги сказали, что у меня нет музыкального слуха. Зато я воплотил мечту в старшей дочке: она закончила музыкальную школу, прекрасно играет на фортепиано и выступает на концертах в домах престарелых, на встречах с ветеранами и школьниками. Часто играет и лично для меня", - с гордостью поделился Ахмедов.
"Все бросил": курьер из Таджикистана спас жизнь подростку
Хотя Ахмедова часто приглашают выступать в западные страны, он особенно ценит возможность общения с коллегами из родного Таджикистана. 
"Часто езжу туда консультировать пациентов и проводить операции. Много земляков обращаются ко мне и в Москве, по рекомендации. Помню, наш коллектив проводил в родном Худжанде конференцию по актуальным проблемам онкологии: мы делились опытом с врачами Таджикистана, давали мастер-классы. Я считаю, на моей родине сейчас много делается в области здравоохранения. Лично бывал в крупных клиниках, оснащенных современным медоборудованием. Но этого мало. На мой взгляд, существует дефицит кадров. Это связано с тем, что, к сожалению, таджикская медицина утратила фундаментальные научные школы, на базе которых воспитывали многопрофильных специалистов. Предстоит еще много работы", - уверен специалист. 
Сжигает за месяцы: как чемпион Таджикистана сражается с неизлечимой болезнью
По его мнению, в Центральной Азии можно и нужно наладить работу научно-исследовательских центров, пусть даже платных. Сегодня граждане Таджикистана часто едут на лечение в крупные центры России, Германии, Израиля и США. Если важные медицинские услуги, в том числе по лечению онкологических заболеваний, будут качественно выполняться в Таджикистане, жителям медицинские услуги будут стоить в десятки раз дешевле. И финансовые средства граждан останутся в республике, пойдут на развитие медицинской службы.