Страна кнутов без пряников: как живет Афганистан под гнетом талибов

Жизнь в Афганистане не сахар, но обитателям захваченных талибами поселений приходится терпеть дополнительные трудности и привыкать к новым законам
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
ДУШАНБЕ, 13 июл — Sputnik. В любой истории любви всегда помимо двух главных героев присутствует злодей, мешающий паре соединиться.
В Афганистане обязанности злого персонажа исправно выполняет движение "Талибан"*.
Десять дней назад Насир Ахмад, молодой парень из деревни Алиабад провинции Кундуз, был вынужден спешно бежать из дома, когда к нему нагрянули боевики.
Кто-то из земляков доложил новым властям про его отношения с девушкой, оклеветав обоих. Люди с оружием разбираться не стали и пришли навести порядок.
"Я любил Райхону как сумасшедший. Хотел свататься к ней. У моего отца небольшой бизнес, и это позволяло нам жить достойно. Однако кто-то очернил меня перед "Талибаном"*. Якобы у меня была неподобающая связь с девушкой. Меня успели предупредить о "гостях" до приезда боевиков. Пришлось бежать. С отца потребовали заплатить штраф, иначе грозили выпороть - это излюбленное наказание талибов. Так что отец был вынужден отдать деньги и спасти свою жизнь", - рассказал Насир Ахмад.
Группировка или уже государство: что такое "Талибан"* в Афганистане
Сначала прибыл в Пули Хумри, центр провинции Баглан, где живет один из его родственников. Однако от страха, что талибы и здесь его достанут, вскоре перебрался в Кабул - 6-миллионный город, в котором его никто не знает.
Сейчас беглец работает прислугой в доме у бизнесмена-земляка. Таких как он не так уж и мало. Мирные жители рано или поздно встают перед выбором - подчиниться новым хозяевам или бежать.

От перемены мест...

Грустная история любви - это далеко не все, чем молодой человек поделился со Sputnik Таджикистан. Он отметил, что, когда "Талибан"* взял под контроль его родное село, привычный уклад жизни изменился. Первый закон, который они издали, - это ограничения в передвижении женщин.
"Сидя в автомобиле, трое боевиков по громкоговорителю объявляли, что женщина впредь не имеет права выходить из дома одна. На улице ее должен сопровождать мужчина - супруг или близкий родственник. Девочкам также запретили ходить в школу", - сказал Насир Ахмад.
Талибы рассказали, как изменят Афганистан
Он отметил, что с приходом талибов мечети наполнились людьми. Теперь во время молитв на улицах никого не встретить. А кто не читает намаз - получает удары плетью.
"Отец рассказывает, что в 90-е годы "Талибан"* также вводил жесткие законы на подконтрольных территориях. Если кто-то их нарушал, попадал в тюрьму или "обучался правильному поведению" плеткой. Однако эти, современные талибы, по рассказу отца, кажутся не такими жесткими. Возможно, до тех пор, пока их власть не окрепнет", - рассказывает он.
Сам Насир родился в начале 2000-х, когда власть радикалов пала под натиском американских военных. Тех страшных талибов он знает только по рассказам отца.
Афганистан и Таджикистан: новости на границе
"До последней капли крови": войска отбивают север Афганистана - видео
Например, они запрещали смотреть телевизор и слушать музыку. Во многих селах Афганистана можно было увидеть подвешенные на деревьях телевизоры и радиоприемники с непрозрачным намеком - ослушаешься, и окажешься на соседней ветке.

"Талибский налог"

Времена меняются, но странными военными законами экстремисты еще умеют удивлять. Так, однажды к ним в дом после утреннего намаза постучался неопрятный мужчина. Зубов явно не хватало, а оставшиеся выглядели пугающе черными.
"Он в приказном тоне заявил, что сегодня наша очередь готовить хорошую трапезу примерно для десяти талибов. Отказ явно не принимался. Отец отправил меня на рынок за мясом и другими продуктами. Мать приготовила кобули (афганский плов). После вечернего намаза к нам пришла группа мужчин. Молча покушали, поблагодарили за ужин и ушли", - вспомнил он.
Реальная угроза: смогут ли террористы из Афганистана проникнуть в Таджикистан?
Такое "угощение" в народе называют "налогом". На подконтрольных территориях боевики заставляют жителей кормить их. Причем питание должно быть полноценным, как полагается, - завтрак, обед и ужин.
"Богатые люди устраивают им трапезу в мечетях. Бедные - у себя дома. Никто не имеет права отказаться от этого налога. Если будешь против, как вы уже, наверное, догадались, получишь удары плетьми", - говорит Насир.
Финансовое положение "повара" исламистов не особо волнует. Так, семью бедного соседа сильно избили за то, что им нечем было кормить людей, когда настала их очередь.
Талибы в атаке: кому будет принадлежать Афганистан
"Это был бедный старик, да и еще и больной. От страха не мог отказаться. Он обошел несколько домов, чтобы занять денег. Ему никто не одолжил. К нам он тоже зашел, но отца не было дома, поэтому мы не смогли помочь. Вечером он вынужденно поставил на дастархан только хлеб и чай. От злости талибы стали наносить ему удары плетьми. Сын пришел на помощь отцу, но и ему досталось. Тогда мать стала умолять талибов остановиться. Думала, что она женщина и ее не тронут. Но не тут-то было. Ее тоже избили. Был такой переполох в тот день. Соседи все видели и слышали, но ничего не могли поделать", - сказал парень.

Закон денег

Теперь Насир смеется, что не угодил в руки "Талибана"*. Но все могло закончиться печально. По понятиям талибов, парень и девушка не имеют права до никаха (венчания) видеть друг друга. Ослушавшихся жестко наказывают: избивают плетьми или вовсе лишают головы.
Bloomberg: США попросили Таджикистан принять несколько тысяч афганцев
"Мне рассказали, что боевики навещали мою Райхону. Ее отец также откупился деньгами. До сих пор не могу понять, кто же мог настучать им о нашей любви. У нас ничего не было, мы просто пару раз видели друг друга. Я рассказывал о своей любви только одному близкому другу. Сейчас не укладывается в голове, как он мог меня предать и зло пошутить".
На момент выпуска материала правительственные силы Афганистана освободили деревню Алиабад. Это приятная новость для Насира Ахмада. Однако пока неизвестно, сможет ли он вернуться домой.
* Радикальное движение "Талибан" признано террористическим и запрещено на территории России и Таджикистана.