ДУШАНБЕ, 24 июля — Sputnik, Фахриддин Холбек. Благодаря чему Мазари-Шариф устоял при атаке боевиков "Талибана"*, рассказал известный бизнесмен, бывший депутат парламента Афганистана и председатель Новейшей партии исламского единства Гулом Аббас Ибрахимзаде, больше известный как Аббас Доллар.
"В ночь на 21 июня в Мазари-Шариф никто не летел. Самолет был пустой - только я и три женщины. А вот покинуть город оказалось много желающих. Аэропорт был полон людей. Билеты варьировались от обычных 80 до 2000 долларов на черном рынке", - поделился со Sputnik Таджикистан политик.
Люди были в панике, потому что "Талибан"* поднял флаги в Зайниабаде, Чавки Комгоре, северных, западных и южных воротах города, а также разместил фотографии оккупации столицы Балха в Facebook.
"Начался хаос. Люди бежали кто куда - в Узбекистан, в Кабул, лишь бы спастись”, - добавил он.
В Балхе его ждали около тысячи солдат и командиры, большинство хазарейцы. Иброхимзаде поехал на встречу с командирами Исламского общества Атто Мухаммади Нура - Раисом Халиком, и Аламхоном Озоди. Было решено разделить Мазари-Шариф на сектора и встать на защиту города своими силами.
"Вскоре наши люди взялись за оружие и выгнали талибов за городские ворота. Было уже десять часов вечера. В ту ночь голодные солдаты спали прямо на земле с бутылкой воды. Только утром мы смогли нормально поесть. Но город был спасен", - сказал он.
Известный бизнесмен 12 суток "работал" военным. Для связи с командирами создал группу в WhatsApр. Иногда выходил на линию фронта и оборонял подступы к столице Балха вместе с остальными.
"Полиции было недостаточно, она могла только взять на себя безопасность города. Армия была разбросана, дух солдат подорван. Каждый день и ночь моя команда патрулировала улицы примерно на 80 пикапах и ленд-крузерах, чтобы подбодрить людей. За 12 суток я спал всего два часа, пока ситуация не нормализовалась" - сказал он.
После возвращения Атто Мухаммади Нура из Дубая Ибрахимзаде стал одной из ключевых фигур в обороне города. Его силы установили вокруг города пояс безопасности на расстоянии 5-7 км от линии талибов. Благодаря усилиям ополченцев шесть районов Мазари-Шарифа остались под контролем государства.
В те дни предприниматель пошел на беспрецедентный шаг. Он объявил награду в 20 тысячи афгани (250 долларов) за каждого убитого талиба и 10 тысяч (125 долларов) за каждого живого.
"Предлагалось просто прислать фото и все. Но никто не захотел получить эту награду. Наши люди бедны, но они горды. Они убивают врагов без какой-либо награды, потому что талибы не стоят и гроша", - пояснил он.
"Американская игра"
Афганский политик скептически относится к внезапному продвижению талибов и падению районов один за другим. По его словам, никто не предвидел такой ситуации, но "Талибан"* смог выиграть время, сломив моральный дух правительственных сил.
"Талибы нападали группами не более 50 человек. Такими же небольшими отрядами атаковали Мазари-Шариф со всех сторон. Малочисленность и сопротивление народа стали причиной, почему они не смогли оккупировать город. Если бы у них было действительно столько боевиков, сколько они заявляют официально, город бы не устоял", - сказал он.
Но почему же тогда правительственные войска отступали и назвали это тактическим шагом? Ибрахимзаде считает этот ход "американской игрой", призванной запугать афганский народ и показать мощь "Талибана"*.
"Во-первых, они сразу покинули аэродром Баграм, хотя база должна была быть передана афганской армии на официальной церемонии. Во-вторых, это произошло до встречи в Анкаре. "Талибан"* всегда говорил, что, если Штаты выведут войска, они захватят Афганистан. В-третьих, американцы объявили об эвакуации посольства в Кабуле. В-четвертых, они заявили о выдаче виз 2000 афганцам, сотрудничавшим с посольством, и размещении 10 000 их сторонников в Центральной Азии. Это напугало афганский народ и показало "Талибан"* сильным", - объяснил политик.
Плацдарм для ИГИЛ*
Ибрахимзаде считает, что война в Афганистане находится вовсе не в руках самих афганцев и что боевые действия на Севере предназначены для Центральной Азии.
"Американцы ведут переговоры с Таджикистаном и Узбекистаном об открытии своих баз. Если это произойдет, талибы переместятся в эти страны. там люди привержены исламу и мусульманским ценностям. Так что многие из тех, кому американцы ищут убежище в Центральной Азии, могут оказаться вербовщиками ИГИЛ*", - сказал он.
Посчитав одну за другой цели Штатов, политик заявил, что первая их цель - сломить Россию и Китай как мировые военные и экономические державы.
"Если ИГИЛ* придет к власти в Центральной Азии, все природные ресурсы - газ, нефть и так далее - будут в распоряжении США. Мы видели это на примере Ирака. Когда страны слабеют, они влезают в долги и попадают в американский денежный капкан", - объяснил Ибрахимзаде.
Афганский политик считает, что даже если лидеры "Талибана"* подпишут мирное соглашение и вступят в ряды правительства, их младшие командиры запротестуют, и за одну ночь белые флаги превратятся в черные полотна ИГИЛ*.
Если государства проявят бдительность, этот план еще можно сорвать руками ополчения.
"Ни я, ни Устод Атто, ни Ахмад Масуд не можем противостоять этой силе, потому что у нас нет достаточно средств для длительной войны. Никто не сможет конкурировать с сотнями миллионов долларов США, Пакистана и Саудовской Аравии. Мы можем сопротивляться какое-то время, но однажды потерпим поражение. Оружие России, деньги Китая и профессионализм Ирана необходимы для совместных усилий", - уверен он
Коммунист, капиталист, политик
Гулом Аббас Ибрахимзаде родился в центре провинции Балх. Во время учебы в местном университете он присоединился к крылу "Парчам" Народно-демократической партии Афганистана под руководством Бабрака Кормала.
С этого времени он стал сотрудником 3-го управления (управление внутренней безопасности и преследования моджахедов) Службы государственной информации Афганистана (ХАД) и позже возглавил его.
"Наша работа заключалась в том, чтобы следить за персоналом ХАД, даже за его лидерами, чтобы узнать, контактируют ли они с моджахедами. С другой стороны, мы работали с самими моджахедами. Некоторые из их лидеров брали у нас деньги. И теперь иногда становится смешно, когда они называют себя моджахедами", - вспомнил Ибрахимзаде.
Ближе к концу правления президента Наджибуллы как партиец он был направлен на полевую службу. Вместе с Саме Одилом, губернатором Балха, Саида Яхья, председателем Хайратона, и Абдурахмоном Дарвеш, командира 8-го ударного батальона сторожил в Равзаи Мубарак, святыню Хазрат Али в Мазари-Шариф.
Ибрахимзаде считает, что, если бы не предательство генерала Абдурашида Дустума, никто бы не смог свергнуть правительство Наджиба. И если Ашрафа Гани тоже предадут, правительство продержится недолго, минимум год или два благодаря поддержке Штатов.
Сейчас Аббас Ибрахимзаде - один из богатейших бизнесменов и инвесторов в Афганистане. В 1992 году он начал свой бизнес: продавал пакистанское и японское оборудование и одежду в Узбекистан, а оттуда привозил доллары. Тогда он и получил прозвище Аббас Доллар. Около полугода он даже торговал в душанбинском торговом центре "Садбарг".
"Тогда на улицах было много вооруженных людей, приходилось платить им долю. Я не смог больше ездить в Душанбе из-за занятости. Теперь, когда я слышу, что в Таджикистане царит мир и спокойствие, я радуюсь. Государство должно быть таким - обеспечивать безопасность и развитие", - сказал он.
Долларовый бизнес Ибрахимзаде процветал 5 лет. Позже он перешел на торговлю бензином, газом, удобрениями и арматурой из Туркменистана, Узбекистана и Казахстана.
Доход тратит не только на себя. Он открыл три университета - два в Балхе и один в Кабуле, также технический и медицинский колледжи и больницу в Мазари-Шарифе. Построил 30 средних школ по всему Афганистану. Во время пандемии коронавируса он обеспечил 5000 человек лекарствами и медпомощью.
Ибрахимзаде избирался депутатом парламента (Волуси Джирга) в 2010 и 2018 годах. В прошлом году он также был заместителем председателя нижней палаты.
В 2019 году создал Новейшую партию исламского единства. Такое название - это "политический бренд" афганских шиитов-хазарейцев. Таковых в стране уже три (изначально ПИЕ разделилась на две фракции). Аббос Ибрахимзаде проработал в течение 5 лет замглавы председателя, прежде чем основать свою партию.
"Мы всю жизнь состояли в Партии единства. Это наше имя, как можно изменить его? Я не буду ничего менять, я вырос в этой партии. Бывшие лидеры превратили ее в наследственную и религиозную организацию. Я хочу сделать ее современной и соответствующей пожеланиям нового поколения хазарейцев", - пояснил он.
Судя по всему, это не конец истории Аббаса Ибрахимзаде. Как и у Афганистана в целом, на его жизненном пути были лишения, война, борьба и политика.
* Запрещенная в России и Таджикистане террористическая организация.