ДУШАНБЕ, 28 сен — Sputnik, Фахриддин Холбек. Батальон Исламского Эмирата или "Лашкар-е Мансури", по заявлениям талибов, был перебазирован в трех провинциях, граничащих с Таджикистаном, - Бадахшане, Кундузе и Тахаре.
Ранее аналогичные силы были развернуты для защиты аэропорта в Кундузе.
Официальный представитель "Талибана"* Забиулла Муджахид написал в Twitter, что "десятки тысяч" солдат были развернуты в провинции Тахар "для обеспечения безопасности и предотвращения потенциальных угроз".
В конце прошлой недели источники Sputnik Таджикистан в Панджшере сообщили, что военный контингент талибов в ущелье пополнился дополнительной сотней боевиков.
Представитель политического офиса в Катаре Мохаммад Наим Вардак заявил на пресс-конференции, что талибы оккупируют Таджикистан в течение 24 часов, если не вмешаются другие страны. Угроза еще не исчезла, ведь заместители премьер-министра Мулло Абдулгани Бародар и Абдусалом Ханафи также предупредили Таджикистан о недопустимости вмешательстве в их дела.
Судя по всему, мотивы и угрозы талибов говорят о том, что военная ситуация в Афганистане изменилась, и их цели уже не внутри страны, а за ее пределами.
Мифический "Ансаруллах"
С конца июля некоторые СМИ сообщали о работе на таджикско-афганской границе спецподразделения "Ансаруллах" под командованием Махди Арсалона. Утверждалось, что именно эта группировка иностранных наемников под руководством выходца из Таджикистана, которого на самом деле зовут Мухаммад Шарипов, оказала решающее влияние в захвате афганского приграничья.
Но источник Sputnik Таджикистан в Бадахшане, рассказал, что Махди был единственным иностранным бойцом, командовавшим талибами в провинции.
"Его жена - дочь Насима из села Хугаз. Это единственное свидетельство его присутствия в регионе. Других иностранцев с ним не было. До событий в Панджшере они уезжали в Кабул и только недавно вернулись. Нусайских талибов не более 70, и власть пришла к ним благодаря предательству центрального правительства", - сказал источник.
Преувеличение численности подразделения "Ансаруллах", которое, как утверждается, состоит в основном из таджиков, вероятно, является полной пропагандой, поскольку группа не представляет особой угрозы.
Но реальная схема передвижения талибов вдоль таджикских границ демонстрирует, что "Ансаруллах" - лишь малая часть из отрядов боевиков, количество которых регулируется "Талибаном". И "Лашкар-е Мансури", вероятно, также лишь часть этих сил.
Фантастические "тысячи воинов"
Другой пример усиления сил "Талибана"* на афганской границе - освещение в СМИ сообщений о батальоне "Лашкар-е Мансури", который описывается талибами как многотысячное войско и жестокий батальон смертников.
Но источники Sputnik Таджикистан, которые были свидетелями рейдов "Лашкар-е Мансури" в Бадахшане и Тахаре, говорят, что основные силы "спецотряда" - это боевики "Талибана"*, завербованные из полиции и сил безопасности, а также члены иностранных террористических организаций.
"Их не тысячи. В Бадахшан поехали всего 500 человек. Половина из них была неопытной местной молодежью, которая видели в форме на мотоциклах. Те, кто носит маски и форму, - это иностранные террористы, сотрудники полиции и службы безопасности. Их форма также принадлежит бывшему Министерству внутренней безопасности ", - сказал один из собеседников.
Согласно данным от жителей Афганистана, иностранные наемники прибыли в Панджшер 21 сентября в сопровождении командующего Кори Фасехуддина. После этого в Файзабаде он встретился с губернатором города Мавлави Амонуддином Мансуром и начальником службы безопасности Бадахшана Мавлави Шамсулхаком, чтобы обсудить создание "Лашкар-е Мансури".
"На следующий день они собрали иностранцев и других талибов, объявили о создании спецотряда и уехали", - сказал источник.
Другой афганский житель сообщил, что в Тахаре "спецбатальон" был сформирован в одночасье из правительственных войск, талибов и местной молодежи.
"Ряду этнических таджиков и узбеков тоже было приказано присоединиться к "Лашкар-е Мансури". Все эти слухи о специальных отрядах смертников были подготовлены заранее, это лишь инструмент пропаганды", - заметил осведомленный источник.
В спецотряд "из-под палки"
Целью "Лашкар-е Мансури" является объединение талибов в северных регионах - в основном представителей таджиков, узбеков, туркмен и иностранных террористических организаций.
Однако источники Sputnik Таджикистан говорят, что большинство из "спецотрядов" по-прежнему состоит из талибов и местной безработной молодежи, которых часто насильно бросают на поле боя.
"Ни талибам, ни иностранным наемникам не платят. Как говорится, они сражаются за Бога, и им дают только пищу, одежду и оружие. У них также отбирают военную добычу", - поделился собеседник.
Также сообщается, что многие местные присоединились к талибам из-за разногласий с прежней властью, деловыми и политическими соперниками. Например, командующий "Талибана"* Кари Фасехуддин всегда хотел заниматься горнодобывающим бизнесом.
"Местная молодежь предпочтет умереть от голода, а не от самоубийства на поле боя", - поделился один из источников.
Смертники в армиях террористов - это обычно те, кто по отдельности или группами они нападают на здания, школы или правительственные учреждения, убивая людей или взрывая здания.
И тут очень важно разделять уровень подготовки боевиков на севере и на юге Афганистана. Южные пуштунские смертники обучаются с детства, им промывают мозги, чтобы они думали, что после смерти они попадут в рай, добавили источники.
Нашли крайнего: почему талибы в своих промахах обвиняют Таджикистан
Создание "Лашкар-е Мансури" и угроза, исходящая от лидеров Талибана, - это ответ Пакистана на усилия Таджикистана по защите непуштунов и резкие заявления в адрес нового афганского правительства.
Еще один фактор, который разозлил "Талибан"* - действия Фронта национального сопротивления Афганистана. В частности, у сопротивления налажен контакт с Таджикистаном, а по некоторой информации все антиталибские группы, даже некоторые высокопоставленные командиры талибов, связались с ФНСА и готовятся сформировать совет.
При этом, после выступления в ООН афганского постпреда Гуляма Исхакзая, планируется объявить правительство Афганистана находящимся в изгнании.
Упорство Фронта сопротивления, протесты в крупных афганских городах в первые дни правления талибов и ужасные репутационные потери из-за проблем соблюдения в области прав человека, особенно женщин и людей непуштунского происхождения, создали политические и экономические проблемы внутри Афганистана и за рубежом. Пока ни одна страна в мире, и даже потенциальные сторонники талибов, не признала новое правительство. Не исключено, что это вызвано тем, что 17 членов их кабинета находятся в "черном списке" террористов ООН.
Талибы, что неудивительно, недовольны этой ситуацией. Но во всех своих неудачах они решили обвинить Таджикистан. В этом секрет происхождения "Лашкар-е Мансури", зачисток среди мирных жителей, и обострения тона в отношении Таджикистана.
Если талибы осмелятся вторгнуться на территорию Таджикистана, то под угрозой окажутся все страны Центральной Азии, а это будет равносильно политическому самоубийству новых властей Афганистана.
Но насколько их угрозы распространятся с политических трибун на поле действий, и решатся ли талибы вторгнуться на территорию Содружества Независимых Государств (СНГ), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и, наконец, Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), - вопрос времени.
* Террористическая организация, запрещенная в России и Таджикистане.