ДУШАНБЕ, 12 окт — Sputnik. Триумф "Талибана"* в Афганистане развязал руки другим джихадистам. И если с "Исламским государством"*, на которое возлагается вина за чудовищный теракт в Кундузе, талибы готовы воевать - по крайней мере, заявляют об этом - то печально известная "Аль-Каида"*, напротив, может получить помощь и даже тренировочные базы, вербуя там выходцев из стран Центральной Азии.
Sputnik Таджикистан получил несколько внутренних отчетов от экс-офицера разведки Исламской Республики Афганистан, подтверждающих выполнение программ "Аль-Каиды"*.
Доктор и шейх
Согласно этим документам, "Аль-Каида"* назначила некого боевика по имени доктор Тарик Джалал своим представителем в регионе и выделила 3 миллиона долларов на подготовку учебных центров в Нуристане - так сказать, на стартовые расходы.
О Тарике Джалале известно не так уж много. По всей видимости, он уроженец Саудовской Аравии, 57 лет, известен также как Шейх Абдулла и Шейх Аль-Араби. Ранее он жил и, возможно, проповедовал на пакистанской территории в Карачи и в Южном Вазиристане. В сам Афганистан он прибыл недавно, когда падение правительства Гани уже становилось неотвратимо - 28 июля 2021-го.
"У него огромные финансовые ресурсы. В его руках руководство "Аль-Каидой"* на севере и северо-востоке и разведывательная деятельность в странах Центральной Азии", - говорится в отчете.
Помощниками Тарика в деле распространения джихада стали выходцы с ближнего востока - два иракца, сириец и некий шейх Абу Умар, гражданин Йемена, якобы с паспортами Великобритании и России.
"Никто точно не знает, араб он, русский или британец. Сам он свободно говорит на арабском, английском, урду и пушту. Ему около 45 лет, среднего роста, цвет кожи белый. Он рыжий, то есть у него нет черной бороды", - говорится в отчете.
По данным военных, этот таинственный шейх отвечал за планирование разведывательной и террористической деятельности "Аль-Каиды"* в странах Центральной Азии и является ее очень важным оперативником.
Нуристан в качестве опорной базы эмиссары группировки выбрали неслучайно - провинция граничит с Пакистаном и отсюда рукой подать до Ваханского коридора, тонкой полоски горной афганской территории, разделяющей Пакистан и Таджикистан, своего рода ворота в Центральную Азию.
Три цели "Аль-Каиды"
Что касается первоочередной задачи "Аль-Каиды"*, то она одновременно очевидна и непроста - выйти на контакт с затаившимися активистами террористических группировок региона: Исламским движением Узбекистана*, Исламским движением Восточного Туркестана*, угрожающим Таджикистану "Ансаруллахом"*. В этом доктору Тарику должны помочь выходцы из данных стран, так или иначе связанные с группировкой.
"Его разведгруппа состоит из 35 членов "Аль-Каиды"*. Из них 10 - арабы, остальные - граждане стран ЦА, Китая и России", - говорится в сообщении.
Вторая часть программы "Аль-Каиды"* - это обучение новобранцев. По данным разведки, накануне падения режима Гани в планы группировки входило создание трех учебных центров. Якобы один уже существует в Нуристане и проводит экспресс-обучение бойцов джихада длительностью в три месяца. Конечно, не обошлось и без религиозной пропаганды - для того, чтобы смолоду готовить себе пополнение, "Аль-Каида"* рассчитывала построить медресе на 500 человек, а обучение длилось бы от шести месяцев до двух лет.
Правда, это самая трудновыполнимая часть плана - сформировать собственную академию джихада "Аль-Каида"* пыталась и раньше, но ничего из этого не выходило, ведь конкурировать за учеников им приходилось с куда более организованной и обеспеченной "Сетью Хаккани", опирающейся на десяток вполне легально существующих мечетей в Пакистане.
"Школа, которую хочет создать Тарик, должна иметь комнаты и общежития. Это долгосрочный план "Аль-Каиды"* на следующие три года, однако нет никаких точных данных о создании медресе. Тарик Джалал сказал, что шанс упущен, потому что в провинции Нуристан наступает холод, и вопрос о создании школы откладывается до весны 2022 года", - говорится в отчете.
И наконец третья часть программы "Аль-Каиды"* - это борьба за место под солнцем на ниве джихада. Пока эмиссары Тарика могут конкурировать лишь с боевиками "Исламского государства"*, также вынужденного действовать фактически в подполье. Но если верить отчетам, "Аль-Каида"* не прочь воспользоваться неудачами союзного "Талибана"*, чтобы усилить собственное влияние.
"В настоящее время "Талибан"* столкнулся с экономическими трудностями. По мере роста проблем они забывают о мелких командирах на районном уровне", - сообщается в документах.
Проблемы начались еще к моменту взятия Кабула. К примеру, некий командир талибов по имени Кари Абдул Хак, руководивший отрядом в 30 человек, дал приказ отступать от столицы просто потому, что не смог найти 20 тысячи афгани в день для бойцов и бензин для автомобилей.
"В Кабуле могут обеспечить людей и машины только те командиры, которые очень богаты и влиятельны в своих районах, контролируют бизнес драгметаллов или занимаются контрабандой наркотиков. Разведка "Аль-Каиды"* уделяет больше внимания выявлению таких командиров в "Талибане"*, - говорится в отчете.
Деньги решают все
Первым человеком, с которым встретился Тарик Джалал в Нуристане, был Кари Азар, представляющий Исламское движение Узбекистана*.
"До того как Тарик приехал в Нуристан, "Аль-Каида" просила Исламское движение Узбекистана* сохранять активное присутствие в провинции. Группировка взяла на себя обязательства перед ИДУ*, что выплатит все сопутствующие расходы в Нуристане. Сейчас три семьи членов движения получают 15 тысячи афгани в месяц. Также "Аль-Каида"* пообещала ИДУ* дать долю в своем учебном центре, чтобы обучать новобранцев. В свою очередь, Исламское движение Узбекистана* должно делиться разведданными в Центральной Азии", - говорится в документах.
"Аль-Каида"* больше не видит опасности для себя после того, как к власти в Афганистане пришел ее давний союзник - "Талибан"*. Угрозы бомбардировок и рейдов в том числе позади, а значит, боевикам можно легко заработать на контрабанде топлива и наркотиков.
"Единственное, о чем нужно заботиться, это проникновение разведслужб. По словам представителей "Аль-Каиды"*, разведывательные службы США, России, Китая и Индии сейчас активнее, чем когда-либо прежде. "Аль-Каида"* очень хорошо знает об этом и проявляет осторожность, ее разведывательная служба будет работать активно и серьезно", - указывается в сообщении.
После прихода к власти в Афганистане джихадисты из "Аль-Каиды"*, равно как и талибы, обогатились целым парком машин, которым, однако не хватает топлива. И на фоне всеобщего дефицита и явного коллапса и без того шаткой афганской экономики террористические деньги будут служить главным средством пропаганды и вербовки.
Так, за сентябрь и август "Аль-Каида"* в Нуристане израсходовала на продукты питания 430 тысяч афгани, на разведдеятельность - 140 тысяч, на привлечение и раздачу денег школьным проповедникам - 480 тысяч, на ГСМ - 40 тысяч. При нынешнем приблизительном курсе доллара - это более 100 тысяч долларов, большие деньги по меркам нищего Афганистана.
"Денежные затраты очень малы, потому что учебный центр еще не начал свою деятельность, а оперативная программа "Аль-Каиды"* в Центральной Азии еще не запущена", - сообщается в отчете.
И если талибы не почувствуют угрозу своей власти от вчерашних союзников, то проникновение "Талибана"* в Центральную Азию станет просто вопросом времени.
* - террористическая организация, запрещена в Таджикистане и РФ.
* - террористическая организация, запрещена в Таджикистане и РФ.