ДУШАНБЕ, 3 ноя — Sputnik. В российской столице заговорили о замещении иностранных рабочих в строительной сфере. Антимигрантские настроения тут ни при чем, никакой политики - чистый бизнес. Внезапный отток кадров в разгар пандемии затормозил несколько крупных строительных проектов и сорвал планы властей по сдаче в срок. Увеличение зарплаты проблемы не решило - санитарные ограничения мешали возвращению работников из-за границы, россияне все равно не спешили восполнить нехватку рабочих мест, а объекты между тем простаивали.
Ситуация сохраняется и по сей день - в сентябре мэрия сообщала о дефиците примерно 200 тысяч работников в отрасли. И чтобы как-то решить проблему, обезопасив себя от таких же неприятных сюрпризов в будущем, низкоквалифицированный труд нужно заменить машиной, считает Андрей Бочкарев, вице-мэр Москвы по вопросам градостроительной политики.
"Я ставлю задачу своим коллегам в стройкомплексе и подрядчикам разработать план мероприятий, который позволит нам обойтись без иностранной рабочей силы на строительных объектах, - пояснил он в интервью РБК. - Процесс строительства должен требовать в три раза меньше людей, а зарплата у них должна быть в два, а то и в три раза больше, и строили бы мы в два раза быстрее. Где эти резервы? Первое - технологические решения процесса".
Инициатива значимая, тем более низкая эффективность производства - это общая проблема для экономики России. В перспективе она действительно может окупить себя сторицей, тем более что реальная убыль населения в стране не оставляет бизнесу иных вариантов, кроме автоматизации труда. Однако в ближайшие 5-6 лет реализовать такую программу даже в богатой Москве будет сложно, дорого и проблемно, полагают эксперты.
"Естественно, зависимость от ручного труда несколько осложняет современный бизнес, так как создает много неконтролируемых рисков. Но для масштабной механизации необходимы три фактора: деньги, собственно технологии и самое главное - политическая воля. Желание уже есть - нужно найти деньги и время на модернизацию. Однако технологии из-за санкций нам продавать не спешат, а одна только разработка подобной программы может занять лет пять", - считает глава комиссии по миграции Совета по делам национальностей при правительстве Москвы Юрий Московский.
Сама по себе идея не нова - еще десять лет назад эксперты в сфере труда, в частности, основатель портала Superjob, заявляли, что один трактор легко заменит 10 мигрантов с лопатами при несравненно большой эффективности и окупаемости года за два. Вопрос в том, что разово обновить парк исключительно дорогой строительной техники и сопутствующих агрегатов по силам только крупным фирмам, да и то не всем. То есть даже крупнейшим застройщикам непросто будет реализовать политику мэрии в сжатые сроки.
Что еще важнее - низкоквалифицированный труд не получится заменить во всех видах работ.
"Это тема не нова, в основном в крупных городах, мол, станет меньше мигрантов. И это при том, что в Москве не хватает несколько тысяч отделочников. Ну и какую механизацию вы используете в отделочных работах? Можно ускорить темпы строительства за счет внедрения машин, это верно, но без человеческих рук не обойтись. Даже сейчас к нам в Таджикистан недавно приезжали строительные компании и прямо здесь набирали работников - до 10 тысяч человек", - отмечает доктор экономических наук, профессор РТСУ Рахмон Ульмасов.
Инициатива мэрии отлично демонстрирует известное утверждение, что Москва не Россия. Наверняка в ближайшее время поступит предложение масштабировать опыт столицы на другие профицитные регионы. Вот уже лидер партии "Справедливая Россия" призвал к механизации не только в строительном секторе, но и в большинстве отраслей экономики.
"В Москве осознали, что на стройках можно обойтись без мигрантов, если использовать современную технику и поднять зарплату местным. Мы предлагаем поступать так же во всех регионах и сферах", - заявил Миронов.
По его словам, отказ от мигрантов нужно распространить на сельское хозяйство, ретейл и логистику, поднять зарплаты оставшимся работникам.
Однако суровая реальность такова, что с 10 до 11% ВВП России так или иначе связано с трудом мигрантов, уйти от этого быстро не получится - не то что отдельные предприятия, правительства целых регионов посылают запросы в Таджикистан и Узбекистан для организованного найма работников. Просто потому, что это пока дешевле и проще, чем закупать и внедрять новое оборудование.
"Вся мировая практика говорит о том, что полное замещение мигрантов все равно невозможно. Механизация и модернизация - это, конечно, неплохая тенденция, но если не будет осознанной потребности и четко поставленной задачи заменить ручной труд, любая инициатива так и останется на бумаге. План напишут, отчитаются и на этом все. Как говорится, нет такой проблемы, по которой нельзя было бы составить отчет", - пояснил Sputnik Таджикистан экс-замглавы ФМС России, руководитель научного центра евразийской интеграции Вячеслав Поставнин.
Скорее всего, российской столице действительно хватит и денег, и политической воли оптимизировать работу строительного сектора, отказавшись от низкоквалифицированного труда и привлекая только специалистов. Тем более на фоне антимигрантских протестов и недавних рейдов в Новой Москве вопрос из экономической явно переходит в политическую плоскость.
Но Москвой дело и ограничится. Строительный и аграрный бизнес по-прежнему ждет иностранных рабочих. Некоторые предприятия готовы даже взять на себя все расходы по перелету и оплате ПЦР-тестов, лишь бы не допустить простоя.
Правда, ситуация может измениться уже в будущем году. По прогнозу правительства, число иностранных рабочих в 2022 году может увеличиться почти на 400 тысяч. Последний раз миграционный прирост превышал планку в 400 тысяч человек аж четверть века назад, в 1996-м.
Вот тут-то правительство и пустит в ход анонсированные силовиками меры миграционного контроля. А крупный бизнес, получивший передышку, под давлением властей задумается о том, что развиваться дальше стоит за счет качества труда, а не количества рабочих рук.