В преддверии этой даты депутат нижней палаты парламента Таджикистана, по совместительству лидер Демократической партии Саиджафар Усмонзода выступил с необычным заявлением.
В интервью сразу нескольким СМИ он сказал, что республике стоит срочно начать движение в сторону сближения с Россией и вступления в ЕАЭС.
Аргументировал политик свое заявление тем, что РФ - гарант безопасности в регионе, а вступление в ЕАЭС значительно облегчит положение таджикских трудовых мигрантов, зарабатывающих на пропитание в России.
"С экономической точки зрения примерно 50-60% товарооборота стран Центральной Азии зависят от денежных переводов трудовых мигрантов. С присоединением Таджикистана к организации мигранты получат льготы и, как следствие, поступления увеличатся", - уверен Усмонзода.
И все бы ничего, казалось бы, забота о благе народа налицо, тем более что вступление в Евразийский экономический союз значительно облегчит положение сотням тысяч таджикских граждан, находящихся на заработках в России. Но вот вторая часть заявления депутата о том, что от удушающих долговых "объятий" Китая следует срочно избавляться, а Душанбе от Пекина - отдалиться, вызвала общее недоумение.
"Кредиты, которые мы получали от этой страны, могут иметь угрозу в будущем. Их нужно вернуть как можно скорее. У нас должно быть тесное экономическое сотрудничество со сверхдержавами, которые, прежде всего, не граничат с нами", - заявил лидер демократов.
Ряд зарубежных и местных финансовых аналитиков в самом деле утверждали и продолжают утверждать, что щедрые китайские инвестиции в скором будущем могут аукнуться экономике Таджикистана не лучшим образом. Уже сейчас республика вынуждена расплачиваться за них месторождениями драгоценных и редкоземельных металлов. А это, в отличие от денег, ресурс не возобновляемый.
Вопрос только в том, что избавиться от этой зависимости в ближайшее время не представляется возможным.
"Меня рассмешило словосочетание "как можно скорее". Любой мало-мальски компетентный экономист скажет, что выплатить 1,5 млрд долларов, а именно столько Таджикистан должен Китаю, на данный момент невозможно. С нашим бюджетом этот процесс растянется в лучшем случае на десятилетия", - говорит экономист Рустам Саидов.
Увы, несмотря на прямую и все возрастающую зависимость национальной экономики от денег Поднебесной, следует признать - благодаря китайским инвестициям в республике реализуется сразу несколько крупных проектов в электроэнергетике, транспортной отрасли и горнодобывающем секторе.
Посольство Китая в Душанбе в ответ на слова главы Демпартии направило письмо в редакцию СМИ, в котором корректно расценило заявление таджикского политика как "полностью не соответствующее действительности и не отвечающее духу добрососедских и дружественных отношений между Китаем и Таджикистаном". В переводе с дипломатического - чепуха.
"Лично меня в ответном письме дипмиссии КНР насторожила одна фраза: "Китай и Таджикистан - дружественные соседи, которых объединяют общие горы и реки". Учитывая территориальные уступки нашей республики Поднебесной, а также неоднократные вбросы в тамошние СМИ о якобы существующих правах на обширные земли в Центральной Азии, это внушает определенные опасения. Территориальный голод Пекина общеизвестен", - говорит востоковед Касым Булат.
Я еще застал те времена, когда весь персонал посольства Китая в Душанбе, включая и его главу, посещали все приемы и другие мероприятия на потрепанной ВАЗ-2106. Китайцы - ребята компактные, поэтому без проблем помещались в не самый широкий салон "шестерки". Тогда, безусловно, можно было без проблем выдвинуть инициативу отдаления от КНР, но вот причин для этого не было. Сейчас уже поздно.
Или, может, Усмонзоде не дают покоя лавры президента США Джо Байдена, который одной рукой берет у Китая многомиллиардные инвестиции, а другой грозит за Тайвань и уйгуров? К сожалению, масштабы и значимость Таджикистана на международной арене не те.