ДУШАНБЕ, 21 янв — Sputnik. Трагические события начала января в Казахстане показали, каким хрупким может быть мир, даже в такой относительно стабильной стране, если внутренние и внешние деструктивные силы объединяют свои усилия.
Беспрецедентно оперативное введение в республику миротворческого контингента ОДКБ, удивившее многих, в том числе и авторов провального переворота, уберегло Казахстан от участи гражданской войны, постигшей Таджикистан в 90-е годы прошлого столетия.
Гражданская война в Таджикистане продлилась официально 5 лет - с 1992-го по 1997-й. Точное количество жертв до сих пор является предметом споров.
Официальная статистика настаивает на приблизительной цифре в 60 тыс. человек, однако ряд таджикских и иностранных специалистов утверждают, что в ходе конфликта было убито свыше 100 тыс. человек и около 1,5 млн оказались вынужденными беженцами. Точную цифру вряд ли кто-то когда-то сможет определить.
Но даже если брать за основу официальные данные, гражданская война в этой стране собрала самый богатый урожай из человеческих жизней и судеб на постсоветском пространстве. Эта цифра была бы еще более впечатляющей, останься Таджикистан тогда один вариться в собственном котле. Если бы не одно важное решение…
Первые миротворцы в Таджикистане
Именно в Таджикистане был впервые задействован коллективный миротворческий механизм. Решение о мерах по стабилизации обстановки в Таджикистане было принято 22 января 1993-го в Минске. Согласно нему, в республику необходимо было направить дополнительные воинские контингенты.
Решение же о формировании непосредственно Коллективных миротворческих сил и их материально-техническом обеспечении было принято только 24 сентября 1993 года.
Политический и экономический хаос, последовавший за распадом СССР, наложил свой отпечаток на финансовый и военный аспекты деятельности созданных КМС. Очень быстро стало ясно, что Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан и собственно сам Таджикистан не могут в силу ряда объективных причин вносить свои взносы для финансирования миротворческой операции в объеме, определенном в приложении к соглашению о КМС.
Основным финансовым спонсором будущего мира в Таджикистане выступила Россия. Похожая участь ожидала и военный компонент КМС.
"Костяком" операции стала 201-я мотострелковая дивизия с приданной авиационной группировкой. Пограничная группа Федеральной пограничной службы РФ (ФПС) формально в состав КМС не входила, но, несмотря на это, их заслуга в прекращении вооруженного противостояния в Таджикистане велика.
Именно благодаря их усилиям разношерстная радикально настроенная "публика" в Таджикистане, в том числе и движение исламского возрождения Таджикистана*, противостоявшее правительственным войскам, были лишены подпитки оружием и свежими кадрами из Афганистана, который был и, к сожалению, до сих пор остается одним из основных мировых "инкубаторов" по выращиванию террористов.
В этой связи не будет лишним упомянуть, что именно Афганистан "подарил" не только Узбекистану, но и всей Центральной Азии ряд одиозных радикальных деятелей, среди них Тахир Юлдашев и Джума Намангани, экстремистские амбиции которых, как кажется, не имели границ.
А созданное ими Исламское движение Узбекистана** хорошо "отметилось" и в событиях гражданской войны в Таджикистане, и в баткентских инцидентах в Кыргызстане. Взрывы в Бишкеке и Оше тоже их рук дело.
Как соседи защищали Таджикистан
Казахстан, Узбекистан и Кыргызстан также выделили в состав КМС свои подразделения.
"В штабе КМС в распоряжении командующего генерал-полковника Б. Е. Пьянкова для организации управления войсками находились оперативные группы от Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана", - рассказал Sputnik Таджикистан полковник запаса Виктор Крюков, занимавший в те года должность начальника штаба 201-й мсд.
Он добавил, что подчиненные ему подразделения выполняли задачи по усилению Пянджского и Московского пограничных отрядов.
Полковник запаса поведал, что батальон от Узбекистана занимал позиции на стыке границ Афганистана, Таджикистана и Узбекистана; Хорогский и Калаи-Хумбский пограничные отряды усиливал батальон от Казахстана, а Ишкашимский и Мургабский погранотряды укреплялись подразделениями от Кыргызстана.
"Наибольшую активность вооруженные отряды объединенной таджикской оппозиции проявляли на наиболее доступных и выгодных в тактическом плане направлениях, которые входили в зоны ответственности России и Казахстана", - поделился Крюков.
Расположение подразделений Узбекистана, Казахстана и Кыргызстана именно на данных направлениях было наиболее целесообразно и с тактической стороны, и со стороны особенностей материально-технического обеспечения подразделений от этих стран, отметил участник событий.
Уникальная спецоперация
Миротворческая операция в Таджикистане была уникальной и с военной точки зрения, и с политической.
Военная составляющая впечатляет в первую очередь количеством сил и средств, задействованных в операции: через горнило гражданской войны в Таджикистане прошли свыше 33 тыс. российских военнослужащих.
Организованное взаимодействие между частями 201-й мсд, отрядами российской пограничной группы ФПС и подразделениями стран СНГ проводились на уровне полномасштабной войсковой операции.
С одной стороны, российскими пограничниками было купировано проникновение боевиков таджикской исламской оппозиции и иностранных наемников на юг страны через границу с Афганистаном.
Здесь стоит отметить, что вдоль таджикско-афганской границы к 1996-му радикальная оппозиция сформировала фронты, представляющие из себя довольно внушительные по численности группировки. Так, бадахшанская группировка насчитывала свыше тысячи боевиков, кулябская - более 3 тыс., шаартузско-кабадиенская - около тысячи, пянджско-кумсангирская - около 2 тыс. В то же время в приграничных провинциях Афганистана в этом же году было также создано крупное, численностью свыше 900 чел., бандформирование.
С другой стороны, во всех ключевых городах и населенных пунктах Таджикистана силами частей и подразделений 201-й мсд было организовано патрулирование, а вдоль таджикско-афганской границы из состава 149-го и 191-го мотострелковых полков были выставлены батальонные тактические группы.
Кроме этого, как уже отмечалось, погранотряды усиливали узбекские, кыргызские и казахстанские подразделения. Здесь стоит отдельно упомянуть казахстанский батальон, легендарный "Казбат", потерявший в боях с боевиками таджикской оппозиции 17 человек.
В достаточно сжатые сроки вдоль границы была организована эшелонированная система обороны. Действия командования миротворческого контингента не позволили боевикам с юга и востока страны соединиться с гармской группировкой вооруженной оппозиции и вывести конфликт на новый виток эскалации.
Таким образом, штыками миротворцев были созданы объективные предпосылки для начала диалога между правительством республики и движением исламского возрождения Таджикистана*.
Если говорить о политической уникальности операции по установлению мира в Таджикистане, то стоит отметить, что КМС начали действовать при полном отсутствии политического органа по разрешению конфликта. Только спустя почти 2 года, в конце мая 1995-го, была учреждена должность специального представителя СНГ по урегулированию конфликта в Таджикистане.
Фактически в случае Таджикистана была нарушена цепочка действий, которая до сих пор применялась при проведении миротворческих операции под эгидой ООН: сначала создается гражданская инстанция по урегулированию конфликта, в подчинение которого передаются организованные под конкретные задачи военные формирования.
В итоге в течение 2 лет КМС фактически являлись и политическим органом, контролирующим процесс национального примирения, и военным, добивающимся этого примирения.
Как миротворческая операция в Таджикистане изменила будущее
Подводя итог действий миротворцев, можно привести ряд фактов, на которых зиждется мир в центральноазиатской республике.
Через КПП "Ишкашим", "Нижний Пяндж" и "Хайратон" были возвращены на родину с территории Афганистана более 7 тыс. беженцев; сохранены Нурекская ГЭС и аэропорт в Душанбе; свыше тысячи тонн гуманитарной помощи доставлено нуждающимся; ликвидировано более 100 минных полей, разминировано и уничтожено более 140 тыс. взрывоопасных объектов; взяты под охрану более 40 стратегических объектов, среди которых склады с вооружением и боеприпасами и нефтепровод; более 300 российских миротворцев погибли и 380 были ранены.
Важным результатом тех событий 1992-1997 годов стало коллективное реагирование на экстремистско-террористическую угрозу.
"В ходе операции в Таджикистане политическое и военное руководство стран - участниц СНГ получили первоначальную практику в организации и проведении миротворческой операции. Именно поэтому можно с уверенностью утверждать, что КМС в республике стали прообразом КМС ОДКБ", - подчеркнул Виктор Крюков.
Гражданская война в Таджикистане "не снискала славы", как другие конфликты, которыми были богаты последние десятилетия прошлого века, и не является активной темой для диванных экспертов, но тем не менее ее последствия еще долго будут ощущаться как в самом государстве, так и в соседних странах. И очень хочется верить, что историческая память таджикистанцев усвоит уроки той войны.
* Признано террористической организацией в Таджикистане, объединениях ШОС и ОДКБ.
** Террористическая организация, запрещенная в России и Таджикистане.