ДУШАНБЕ, 31 янв — Sputnik. Развитие отношений между Кремлем и Белым домом возможно только в случае, если США осознают свои действия, повлекшие кризис в диалоге между Москвой и Вашингтоном.
По мнению автора The New Yorker Джошуа Яффа, расширение НАТО на восток ощущается Белым домом как очевидная часть распространения свободы и безопасности на европейском участке континента.
Однако профессор истории в Школе передовых международных исследований при Университете Джонса Хопкинса Мэри Элиз Саротт имеет другое мнение как относительно процесса расширения, так и взаимоотношений двух государств после развала СССР.
"Расширение НАТО на восток вынуждало элементы политического ландшафта, сложившегося после холодной войны, изменяться и трансформироваться, оставляя позади прежние ориентиры", - пояснила эксперт.
Саррот считает, что процесс расширения Альянса был историческим моментом, когда Америка могла позволить себе свободно "играть мускулами".
Слабость России во время правления первого президента РФ Бориса Ельцина позволяла администрации бывшего главы Белого дома Билла Клинтона подстраивать новый мир под себя.
В пример спикер назвала ситуацию, произошедшую на саммите в Хельсинки, когда Клинтон пообещал Ельцину 4 млрд долларов, поддержку в вопросе принятия России во Всемирную торговую организацию и другие экономические преимущества.
В свою очередь, Москва должна была допустить беспрепятственное расширение НАТО.
По словам Саррот, американский лидер не сразу поверил в согласие России на настолько невыгодные условия.
Историк привела речь Клинтона, в которой он признается, что РФ ожидают лишь заверения, что США не станут обращать бывших союзников по Варшавскому договору друг против друга.
"Русские получат шанс сидеть в одной комнате с НАТО, но не будут иметь никакой возможности помешать нам сделать что-то, с чем они не согласны. Они могут только зарегистрировать свое неодобрение и выйти из комнаты", - цитирует она слова бывшего американского президента.
Подытоживая, Саррот отметила, что этот и многие другие договоры в момент непростого для России времени создали идеальные условия для будущих политических конфронтаций между Москвой и Вашингтоном.