ДУШАНБЕ, 30 авг — Sputnik, Алексей Юсупов. Руководство талибов, захвативших власть в Афганистане, бросается из крайности в крайность.
Сначала один из видных военачальников исламистов обещает захватить Таджикистан за неделю, если Душанбе не перестанет "вмешиваться в их внутренние дела", а затем уже пресс-секретарь уверяет страны региона, а заодно и Россию, что никакой угрозы для соседей они не представляют.
"Эти метаморфозы свидетельствуют о том, что в верхушке ширится раскол. Фракция военных, привыкших за 20 лет противостояния с НАТО решать все проблемы силой, бряцает оружием и делает агрессивные заявления.
Гражданская часть правительства стремится постепенно избавляться от имиджа террористов и выглядеть сторонниками всеобщего мира. Но следует понимать, что талибы - это волки в овечьих шкурах", - утверждает аналитик Александр Афанасьев.
По его словам, уверенность радикалов в своих силах подпитывается горами оружия, боеприпасов и военной техники, брошенными контингентом НАТО во время бегства из страны. Причем эксперт уверен, что это было сделано намерено.
"Вся эта клоунада со спешным выводом войск западной коалиции была спланирована заранее. США даже пошли на нанесение значительного ущерба своей репутации, чтобы данная операция прошла успешно.
И своей цели они добились: под боком у государств Центральной Азии появился огромный очаг напряжения, который угрожает их целостности", - продолжает Афанасьев.
Аналитик утверждает, что все горячие точки, появление которых спровоцировано Вашингтоном в преддверии скорого краха на Украине, преследуют одну цель: раздергать внимание Москвы по разным векторам, чтобы она не могла оперативно купировать эти угрозы.
"Мятежи в странах ЦА, тайваньский кризис в подбрюшье Китая, антироссийские выпады официального Кишинева и стран Прибалтики, обострение в Косово - все это звенья одной цепи, откованной в Лэнгли и отшлифованной в Белом доме", - уверен эксперт.
Под предлогом подготовки к отражению ими же и выпестованных террористов, США пытаются втянуть государства Центральной Азии в свою военную орбиту, организуя на их территории масштабные учения. Конечная цель - разместить там базы и взять эти страны под плотный контроль, вытеснив при этом Россию.
Однако в Таджикистане данный механизм не сработает.
Во-первых, на территории республики дислоцирована крупнейшая из зарубежных российская военная база.
Во-вторых, как минимум треть ВВП страны пополняется за счет денежных переводов таджикских трудовых мигрантов, которые в подавляющем большинстве своем едут на заработки именно в РФ.
Другие страны региона не считают новые власти Кабула агрессивными и выступают за масштабное расширение экономического сотрудничества.
Узбекистан предоставляет им площадки под солидные международные конференции с большим количеством высокопоставленных участников, Туркменистан наладил прочные связи с талибами еще до их прихода к власти.
Даже Казахстан, не имея общих границ с "очагом терроризма", не против поучаствовать в освоении богатых афганских недр.
И только президент Таджикистана Эмомали Рахмон на мероприятиях любого уровня утверждает, что до формирования инклюзивного правительства, отражающего интересы всех народов и народностей, населяющих Афганистан, признавать новые власти чревато большой бедой.
Недавно глава Минобороны РФ Сергей Шойгу назвал ситуацию в южной стране "серьезным вызовом безопасности в Центральной Азии".
При этом он отметил, что основная угроза исходит не столько от талибов, сколько от нашедших приют под их крылом боевых групп ИГИЛ (ИГ, Исламское государство)* и "Аль-Каиды"*.
Причем, по данным спецслужб, их количество неуклонно растет, а контролировать этих боевиков Кабул не в состоянии.
На этом фоне, подчеркнул министр, Россия собирается ввести "дополнительные силы реагирования на кризисные ситуации на военных базах в Таджикистане и Кыргызстане".
Возможно, главам государств региона тоже стоит повнимательней отнестись к предупреждениям своего таджикского коллеги, чтобы потом не кусать локти.
* - запрещенные в России и Таджикистане террористические организации.