ДУШАНБЕ, 15 дек — Sputnik. Таджикский балет привлекает все больше зрителей и собирает полные залы.
Но что стоит за блестящими пуантами и отрепетированными постановками? Очень часто - слезы, море пота, травмы и жестокая критика.
Нозанин Юльчиева, солистка Театра балета и оперы имени Айни, поделилась непростым опытом и рассказала Sputnik Таджикистан, чем приходится платить за успех на сцене.
- Нозанин, с чего началась ваша балетная карьера?
- Все началось с мультика "Барби", как раз таки с балеринами. В возрасте 5-6 лет я захотела стать классической балериной. Хотя до этого, с 3 лет, занималась только таджикскими танцами.
Балерина Нозанин Юльчиева
© из личного архива Нозанин Юльчиевой
Мое упрямство добило родителей, и в 7 лет мы пришли в училище. Но я была очень маленькая, и в итоге мы решили, что годик нужно потерпеть, заняться современной хореографией.
- Балеринами рождаются или становятся?
- Очень спорный вопрос, думаю есть и так и так. Есть люди, которые рождены с подходящими данными, скажем так, с "балетными мозгами". А есть люди как я.
У меня были очень слабые данные для балета, и все, что я сейчас имею - только благодаря тренировкам и педагогам. Я не была рождена балериной, но стала ею.
Надо помнить, что за блестящими выступлениями стоят стертые пуанты, море пота, слез, нервов и бесконечных репетиций. В день их у балерины может быть 5-6. Бывает, что солисты из пуантов днями не вылезают. И даже с красивой улыбкой выход к зрителям не всем дается легко.
- Вы рассказывали, что страдали от комплексов и буллинга во время учебы в театре. Тяжело ли было признать и открыто заговорить об этом?
- Я долго думала, говорить об этой теме или нет. Но видя молодых людей, которые сталкиваются с такой же проблемой, девочек, боящихся идти на танцы, решила не молчать.
В детстве мама не разделяла моего балетного энтузиазма. И пока ты ребенок, ты толком не понимаешь, почему мама против. Думаешь, ну это же мама.
Сейчас я понимаю, что она переживала о моей физиологии, потому что у меня "не такая" комплекция тела. Не худые вытянутые тонкие ножки, а скорее крепкие спортивные - я могла бы добиться успеха в легкой атлетике. Но я выбрала балет.
И работая в театре почти 12 лет, я танцую и практически каждый год слышу, что у меня полные ноги, от репетиторов, некоторых зрителей, общества. Бывали периоды, когда я очень сильно уходила в себя.
Начинала голодать, усилено худеть, садиться на таблетки. И меня долго задевало, что я худею, а ноги нет. А до меня в юности просто не доходило, что это не жир, а мышечная масса.
Потом, когда этот приступ "дурости" прошел, я осознала, что это моиноги. Эти ноги подарили мне прыжок. Тот прыжок, что есть у меня, не у всех есть - спокойно летать по сцене не каждый сможет.
- И причина этому - буллинг и жесткая критика?
- Да, был драматичный эпизод. На один из спектаклей, я бы не сказала худший, у нас было мало времени. И по определенным причинам нас выпустили вместо главных солистов. Мне было 18 лет, моему партнеру 16 и коллеге около 19-20 лет.
Спектакль, который бы готовился с опытными артистами месяц, мы подготовили за три дня. Возраст, гормоны тоже повлияли на фигуру.
Выступление было на грани срыва, но мы сделали все неплохо, тем более для трехдневной подготовки. Было классно, даже здорово. Но буквально на следующий день мой только что созданный мир рухнул.
В соцсетях написали, в отзывах появилось много негативных комментариев о нас И разумеется, по поводу ног я тоже много выслушала - мол, толстые, небалетные, а "бедному мальчику тяжело меня было держать".
Я почувствовала, как общество может затоптать молодого артиста - от макушки до кончиков пальцев.
Представляете, каково это - задавить, оскорбить и унизить человека, артиста в 18 лет? Фактически ты ребенок. Я думала - пойду и повешусь после такого.
Таджикская балерина Нозанин Юльчиева
© Личный архив Нозанин Юльчиевой
А это было еще публично. Родные очень сильно переживают, а ты стараешься делать вид, что ничего не знаешь, а потом уходишь в свою комнату и ревешь в подушку крокодильими слезами - ведь я не знала, куда мне деть эти ноги, которые просто ненавидела.
Так что это и самое ужасное, и хорошее воспоминание. Хорошее, потому что на этих руинах я построила совершенно другой мир, где могу защищать свою душу, которая была просто истерзана.
- Как же оберегать себя от такого?
- Впервые мне было очень тяжело о такой проблеме открыто заговорить. Мы ведь даже дома такое не обсуждаем. Как оказалось, когда я впервые эту тему подняла перед зрителями, мама даже плакала во время выступления.
Еще тяжелее признать, что совершила ошибку в том, что не принимаю себя. Это сейчас я спокойно говорю о таких травмах, а раньше я закрывалась и отвечала "нет-нет, у меня все хорошо, все в порядке".
А что касается критики, то раз невозможно ее не слушать, то лучше просто не принимать к сердцу. Смотри, кто тебя критикует. Если это человек, который сам из себя ничего не представляет, смысл тебе обращать внимание?
Дальше, не нужно негативно на это реагировать. Да, тебе неприятно, но иди ребятам выскажись. Успокойся. А потом сядь и подумай.
Собирай эту критику, тебе что-то сказали? Хорошо, исправь, ты увидишь, что человек опять недоволен. Твоя совесть будет чиста. Бабушка и мама мне часто говорят: "Ноз, в 22 года кто такое может?"
Конечно, очень помогает семья. Вот могу прийти домой и рассказать, что на душе. Также на работе, мы здесь все друзья, друг для друга психологи.
А совсем недавно я осознала, что очень помогает зритель. Именно твои зрители. Да, пускай это 1-2 человека, но они видят тебя, интересуются, почему вы не станцевали в какой-то постановке.
Или узнают на улице - приятно. Да, мы не звезды, но для нас это мотивация на ближайший год. Как минимум для меня точно.
- Сколько нужно заниматься в день, чтобы подчинить себе свое тело?
- Все зависит от физиологии человека. Приходят и дети и взрослые, которые говорят, что никогда не занимались и хотят сесть на шпагат. И в первые 3 урока действительно садятся на шпагат. Но есть артисты, например, я, которые на протяжении 12 лет занимаются балетом, но до сих пор в некоторых движениях - бревно.
Ну вот не дала тебе природа, но ты продолжаешь работать, борешься, переделываешь свое тело. И это придет. Спустя год, у некоторых - спустя 2 года. Все зависит от желания и грамотного подхода.
И своим выступлением я хотела донести, что если ты захочешь - то ты даже со своими спортивными ногами выйдешь и станцуешь. Нет у тебя голоса? Иди поработай, и у тебя получится. Ты можешь добиться всего.
- А что насчет диет? Есть какие-то строгие ограничения или артисты едят все?
- Мы? Да, едим все! Мы практически постоянно двигаемся - это сложная физическая работа, нам важно хорошо питаться. Но и диеты тоже есть. Ведь бывают моменты, когда ты танцуешь с партнером, и нужно немножко сбросить.
В таких ситуациях перед спектаклем ты резко садишься на диету. Например, исключаешь мучное и газировки. Но здесь все очень индивидуально. Есть и такие, кто питается без ограничений и никак не поправляется.
- Думаю, все задавались еще одним вопросом по части хореографии - стоите ли вы на пальцах и больно ли это?
- Мы стоим на кончике большого пальца. Как бывает, дети приходят говорят, мол, вот, я хожу на пальцах, я могу. Но это не так.
Таджикская балерина Нозанин Юльчиева
© Личный архив Нозанин Юльчиевой
Из чего состоит пуант? Это мягкая стелька и стакан, чаще всего это гипс, сейчас еще появились и из пластмассы. Если вы засунете руку в стаканчик, там будут прикасаться только кончики пальцев.
Первое время пальцы стираются просто в кровь. Но многое зависит от самого артиста. Если аккуратно перевязываешь все пальцы, все будет в порядке. А если ты, как мы в детстве, ничего не знаешь и носишься в пуантах, то у тебя там и мясо, и мозоли, и все что угодно будет.
- А с чего началось ваше преподавание балета детям?
- Дети ко мне тянулись еще с детства. Преподавать, оставаться за старшую - это дело любила всегда. Я не знаю, как так вышло, но говорят, что преподавать - это от Бога, должно быть в крови.
Первую девочку я взяла ученицей в 14 лет и занималась с ней на протяжении года-двух. Ей было 5-6 лет, а это очень приятный возраст, когда ребенок маленький, и из него можно лепить многое, но и он уже все понимает.
Более того, это большая ответственность. Например, опасно их растягивать, суставы еще не сформировались, детки прям как тряпичные куклы. В момент, когда я поняла, что могу брать больше детей, я стала преподавать уже троим, пятерым.
- А сами вы во сколько в первый раз вышли на большую сцену?
- С детства люблю сцену. В свои 2-3 года, я, приходя домой, выучив стихотворение, ставила стул - сцену, поднималась и, говорила стих на непонятном языке и заставляла всех хлопать. Это мое любимое дело было. Пока не похлопает каждый из присутствующих, я со своей "сцены" не слезала.
В танцы я вышла где-то в возрасте 4-5 лет, в балет - в 2008 году, это была маленькая партия. Было не страшно, а интересно. Как минимум тогда у меня страха не было.
Не люблю хвастаться, но из девочек, что выпускались в Таджикистане, наш курс - один из самых сильных.
Хотя бы потому, что мы, наверное, единственные, кто дошел до солисток. Потом ты равняешься не по своим, а по иностранцам. Ты понимаешь, что они могут спокойно занять твое место в спектакле.
И правильно, если они лучше тебя! Понимание этого жутко мотивирует.
- Существует ли болезненная конкуренция у балерин?
- Она есть, но не в нашей труппе. Мы вместе прошли через ужасные времена - когда пуантов совсем не было, когда все разом заболевали, когда были неприятные скандалы. В какой-то момент до всех дошло, что нас и так мало - не до ссор.
Но остается здоровая конкуренция. Когда могут прийти и сказать, что на твое место готовится столько-то людей. И, конечно, не хочется уступать. Но стекол в пуантах и всего прочего, у нас такого нет. Есть иногда какие-то обиды, но не более.
- Много ли зарабатывают балерины?
- Это очень щепетильная тема, но мы зарабатываем хорошо. Учитывая, как идут спектакли и что это тяжелая работа. Многие предполагают, что ты просто двигаешь телом и все.
Но нет - здесь нужна и математика, и физика, и геометрия. То есть это далеко не офисная работа с 9 до 6. Конечно, у всех есть подработки, но это XXI век. Я, например, преподаю. Когда-то работала еще в спортзале, но уволилась, потому что полностью ушла в студию.
- А никогда не хотелось бросить сцену, и если да, то почему?
- Хотелось и хочется периодически. Это в любой профессии, особенно у творческих людей. Спроси любого художника - так он рвал свои холсты!
Жизнь ведь не просто вверх идет, она движется зигзагами. Важно, как ты будешь вылезать. Но когда ты внизу находишься, ты начинаешь ненавидеть себя, в моем случае я ненавидела свои ноги. Если ты выбрался из этой ситуации - значит, ты вырос как личность, как человек.
- Кто для вас пример для подражания?
- Наверное, это Александр Викторович, наш репетитор. Сейчас поясню почему.
Это человек, который буквально полностью отдал себя театру. И это живой пример фразы "было бы желание". У этого человека бесконечное количество травм, он падал со штанкетки на сцене, у него был разрыв мениска.
А он до сих пор танцует. Ему под 50, а он выходит на сцену с температурой, со всеми повреждениями. Шьет костюмы, делает украшения. Он воплощение творчества.
- Что бы сказала взрослая Нозанин себе маленькой?
- Я бы сказала никогда не сомневаться в себе и в своих силах. Если есть возможности - не отказываться. Я и от учебы в Перми отказалась из-за своей неуверенности.
Но я не жалею, потому что благодаря этому выросла в родном театре. Так что посоветовала бы маленькой Нозанин полюбить себя и понять, что она может все.