ДУШАНБЕ, 13 дек — Sputnik, Вадим Попов. Иран не оставляет намерений улучшить отношения с Таджикистаном, об этом рассказала профессор факультета политологии Тегеранского университета Лотфиан Сайде.
Она выступила с докладом "Политика Ирана в отношении государств Центральной Азии и Кавказа" на Восьмом всероссийском конгрессе политологов в Москве.
Иран смотрит на Север
Для Ирана представляют большой интерес его северные соседи в Прикаспийском регионе и Центральной Азии. Кроме исторически и географически обусловленного соседства, у Тегерана есть вполне практические цели в этих регионах.
Если на Каспии Иран делит общую акваторию, богатую природными ресурсами, с Туркменистаном, Азербайджаном, Казахстаном и Россией, то относительно удаленный от Исламской Республики Таджикистан привлекает совсем иной необходимостью. Таджики - наиболее близкие родственники персов, проживающие к северу от Ирана. Именно на это родство рассчитывают в Тегеране, подчеркнула профессор Сайде. По ее словам, отношения с Таджикистаном, это то, что всегда заботило Иран.
Тегеранский транзит
Проблемы Таджикистана, в частности вопрос транспортной изоляции, известны иранцам. Несмотря на провозглашенный Китаем - претендентом на глобальную роль в Азии - Новый шелковый путь, Таджикистану не просто будет решить свои транспортные задачи в рамках этого проекта. Это хорошо понимают в Тегеране и готовы предложить свою помощь.
"Мы рассчитываем сыграть важную роль в отношениях Душанбе с Ближним Востоком, куда потянутся транспортные коммуникации из Китая через территорию Таджикистана", - сказала Лотфиан Сайде Sputnik Таджикистан.
Иран также может помочь таджикам провести переговоры с Китаем, пользуясь своим дипломатическим багажом в отношениях с Пекином.
Профессор уверена, что посредничество Ирана ускорит многие решения и улучшит положение Таджикистана в системе трансазиатской транспортной сети, выстраиваемой Китаем.
Иранские туристы потратят сотни тысяч долларов в Таджикистане
Иранцы активно путешествуют. Около двух миллионов иранских туристов посещают ежегодно Турцию и уже возглавляют список иностранных гостей в этой стране. Также граждане Ирана предпочитают Армению и Азербайджан в качестве направлений для своих путешествий.
"Около миллиона туристов из Ирана готовы посетить Таджикистан, главное создать для этого условия", - заявила иранский политолог.
Таджикистан привлекает иранцев, для них важно чувствовать культурное родство с таджиками, считает специалист. В условиях, когда Иран испытывает давление со стороны США, дружба и поддержка особенно важны, отметила эксперт.
Таджикистан в фокусе интересов глобальных игроков
Как охладели отношения Таджикистана и Ирана
В политической практике международных отношений бывает, что этнически близкие общности разделяет что-то не менее существенное.
Одним из таких факторов для Ирана и Таджикистана стал вопрос веры. Таджики исповедуют суннитский вариант ислама, а иранцы - шиитский.
Может быть это и не сыграло большую роль, если бы не многолетняя конкуренция шиитского Ирана с суннитской Саудовской Аравией на Ближнем Востоке. Саудиты активно используют суннитскую ориентацию таджиков, перетягивая Таджикистан на свою сторону. Однако у Душанбе в отношениях с Эр-Риядом по-видимому больше прагматизма. Саудиты обещают инвестировать в Таджикистан хорошие деньги и в Душанбе не могут упустить такую возможность.
ПИВТ преткновения: что ждет отношения Таджикистана и Ирана
Другой причиной натянутых отношений Таджикистана и Ирана послужили контакты иранцев с таджикской оппозицией, в частности, с запрещенной в республике партией исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ).
В конце 2015 года иранцы пригласили на исламскую конференцию скрывающегося лидера ПИВТ Мухиддина Кабири, что вызвало возмущение таджикской стороны. Власти Таджикистана тогда ограничили импорт иранских товаров, в республике стали закрываться компании и фонды Ирана, в аэропорту Душанбе прекратили выдачу гражданам Ирана виз на льготных условиях.
Также под вопросом оказалось принятие Ирана в полноправные члены Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), хотя изначально Таджикистан был первой страной, которая анонсировала свое желание видеть Иран в рядах организации.
Весна и осень ирано-таджикских отношений
Осенью 2017-го в отношениях между двумя странами наметилось потепление. В ноябре прошлого года министр иностранных дел Ирана Мухаммад Джавад Зариф посетил Душанбе, где встретился с президентом Таджикистана Эмомали Рахмоном.
Ну и ШОС с ними: как Россия примирила Таджикистан и Иран
Стороны рассмотрели множество важных вопросов, в частности, развитие экономического, торгового, инвестиционного, энергетического, сельскохозяйственного и промышленного сотрудничества двух государств, состоялся обмен мнениями по вопросам региональной безопасности, борьбы с терроризмом и экстремизмом, взаимодействия в рамках региональных и международных организаций.
Но не прошло и полгода, как снова возникла конфликтная ситуация: 21 мая у посольства Ирана в Таджикистане собрались протестующие, выкрикивая обвинения в поддержке терроризма. После чего Совет улемов Таджикистана заявил, что Иран заинтересован в дестабилизации обстановки в республике.
Последним по времени эпизодом вновь обнажившим таджикско-иранские трения стало нападение на туристов в Таджикистане в июле текущего года. Душанбе заподозрил Иран в причастности к гибели четырех иностранных велосипедистов от наезда автомобиля. Однако Тегеран решительно отверг все обвинения и предложил любую помощь в расследовании инцидента.
Евсеев: улучшение отношений с Таджикистаном ведет Иран в Центральную Азию
Принимая во внимание сложившийся общий климат ирано-таджикских взаимоотношений, профессор Лотфиан Сайде уверена, что странам удастся выстроить конструктивный диалог и определить направления взаимовыгодного сотрудничества.