Ученые выяснили, как судьба родителей влияет на здоровье детей

CC0 / Pixabay / Семья, архивное фото
Семья, архивное фото - Sputnik Таджикистан
Действительно ли травматический опыт, пережитый человеком, способен оказывать столь сильное влияние на потомство - в материале.

ДУШАНБЕ, 29 дек — Sputnik. Не так давно американские и британские ученые опубликовали работу, в которой утверждалось, что сильные стрессы и серьезные травмы не только сокращают жизнь человека, но и могут отразиться на здоровье потомков.

Ранее нидерландские исследователи сообщали, что у детей, зачатых уже после того, как их матери пережили голод, возникают проблемы с обменом веществ.

Действительно ли травматический опыт, пережитый человеком, способен оказывать столь сильное влияние на потомство, выяснило РИА Новости.

Над генами

В начале этого года сотрудники Кембриджского и Калифорнийского университетов изучали списки военнопленных времен Гражданской войны в США.

Прослеживая судьбу солдат в мирное время, исследователи обнаружили, что сыновья тех, кто подвергался пыткам и издевательствам в неволе, умирали молодыми на десять процентов чаще, чем их сверстники, чьи родители никогда не попадали в плен.

Это объяснили наследованием эпигенетических факторов. Предполагается, что травматический опыт оставляет химическую метку в генах человека, которая передается потомству.

Курение, архивное фото - Sputnik Таджикистан
Ученые: вредные привычки отца отражаются на интеллекте его детей и внуков

Структура ДНК не меняется, то есть мутаций не происходит, но воздействию подвергается экспрессия генов — их активность либо увеличивается, либо, наоборот, снижается.

Ученые выяснили, откуда берется агрессия у современных подростков

"Наследование признаков, приобретенных при жизни, возможно. Однако говорить о передаче травматического опыта неправильно. Корректнее сказать, что определенные особенности окружающей среды, с которыми сталкивается организм при жизни, могут отразиться на функционировании клеток, и уже это передается следующим поколениям. Данный феномен называется эпигенетическим наследованием", — объясняет руководитель группы регуляторной транскриптомики и эпигеномики Федерального исследовательского центра "Фундаментальные основы биотехнологии" РАН Юлия Медведева.

Механизм наследования

"Существует несколько механизмов передачи эпигенетических факторов. В целом они связаны с одной широко распространенной модификацией ДНК, так называемым метилированием — присоединением к определенным участкам ДНК атомов углерода и водорода, что определяет активность генов в клетках, а иногда и вовсе "выключает" их. И тут возможны изменения по многим причинам: из-за образа жизни, заболеваний и многого другого. Но вот наследование определенного статуса метилирования и взаимосвязь его с неким опытом, накопленным в течение жизни человеком, изучается относительно недавно", — уточняет заведующий лабораторией функциональной геномики ФГБНУ "Медико-генетический научный центр" Михаил Скоблов.

Всемирный банк советует Таджикистану снизить рождаемость

По его словам, ученые относятся к вопросу наследования эпигенетических факторов от поколения к поколению пока осторожно: сложно указать на то, что именно может передаваться таким образом.

За грехи отцов

Вот пример эпигенетического наследования. У самцов крыс, чьим матерям во время беременности добавляли в еду пестицид винклозолин, возникали проблемы с качеством и количеством сперматозоидов. Этот эффект прослеживался на протяжении четырех поколений лабораторных животных, а в пятом уже исчезал.

Врач за работой - Sputnik Таджикистан
У мужчины из Казахстана врачи диагностировали беременность

Подобные исследования на людях намного сложнее — хотя бы потому, что человек живет гораздо дольше.

Однако шведским ученым несказанно повезло.

Жители небольшого городка Оверкаликс, что на севере страны, с ХVI века подробно записывали все, что знали о себе, своих родных и соседях: происхождение, социальное положение, причину смерти.

Ученые РФ воссоздали облик детей, живших 30 тысяч лет назад

Также документировались сведения о погоде, урожаях и самых важных событиях, происходивших в городе.

На выходе получился огромный массив данных обо всем, чем жила относительно изолированная человеческая популяция на протяжении почти пятисот лет.

Проанализировав всю эту информацию, ученые сделали несколько важных выводов. Во-первых, выяснилось, что переедание в детском возрасте (если это время приходилось на урожайные годы) может привести к развитию диабета и преждевременной смерти от сердечно-сосудистых заболеваний. Во-вторых, предрасположенность к этим болезням получат дети и внуки.

Исследователи, изучающие так называемую Голодную зиму — с сентября 1944-го по май 1945-го, когда от недоедания погибли около 18 тысяч граждан Нидерландов, — выявили другую закономерность.

Лаборатория инновационных медицинских технологий в Долгопрудном - Sputnik Таджикистан
В Китае родились первые дети с измененным ДНК: почему этому никто не рад

Дети, выношенные в этот период, имели проблемы с метаболизмом, страдали от ожирения, диабета и сердечно-сосудистых заболеваний.

Их ДНК не изменился по сравнению с братьями и сестрами, родившимися раньше или позже, но ген, влияющий на рост и вес, украсился особыми химическими структурами, блокировавшими его активность.

Ученые нашли способ, как остановить процесс старения клеток у детей

"Строго говоря, четко выявить эпигенетическое наследование от родителей невозможно, поскольку у человека нельзя исключить прямого воздействия на зародышевые клетки. Предшественники яйцеклеток образуются еще при внутриутробном развитии эмбриона. Поэтому любое воздействие на мать может непосредственно повлиять на еще не рожденного ребенка. С отцами чуть проще: сперматозоиды и предшественники живут недолго. Но возможна ситуация, когда какое-то вещество просто накопится в организме отца и напрямую подействует на зародышевые клетки. Поэтому реально об эпигенетическом наследовании можно судить, только если эффект виден на втором поколении, то есть на внуках. В самых же интересных работах удается показать эффект на более далеких поколениях. С человеком я таких исследований не знаю, но есть работа про эпигенетическое наследование у червяков до 14 поколения", — говорит Юлия Медведева.

Биохакерам на заметку

По словам исследовательницы, эпигенетические механизмы не оказывают ни положительного, ни отрицательного влияния. Но они абсолютно необходимы для функционирования многоклеточного организма.

Пепельница с окурками, архивное фото - Sputnik Таджикистан
Ученые: курение во время беременности влияет на детей и после рождения

Как уточнил Михаил Скоблов, работ по эпигенетике мало, поэтому сложно говорить о примерах положительного влияния эпигенетических факторов, но на некоторых животных показано, что, помимо стресса, эти факторы сказываются на продолжительности жизни потомства и его метаболизме.

"Можно ли как-то изменить эпигенетический профиль под воздействием среды так, чтобы это пошло на пользу организму? Да. Есть классический пример с мышами агути. Их ярко-желтую окраску, лишний вес и присущие им заболевания обеспечивает экспрессия одного гена. Установлено: если давать мышке корм с донорами метил-групп, промотор этого гена метилируется и подавляется, что приводит к наследуемому возвращению к обычному мышиному фенотипу (серый цвет и обычный вес). Для человека пытались найти подобные эффекты от диеты, упражнений и прочего, но пока не очень убедительно", — заключает Юлия Медведева.