ДУШАНБЕ, 5 июн — Sputnik, Рубен Гарсия. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) частично сворачивает свою работу в Таджикистане. С 1 июля 2017 года присутствие ОБСЕ в республике будет ограничено Программным офисом в Душанбе, отделения в других городах РТ будут закрыты.
Причина, по которой организация сокращает присутствие в Таджикистане, вовсе не является секретом.
В сентябре 2016 года на совещание ОБСЕ по правам человека в Варшаве организаторы пригласили не только представителей властей республики, но и членов оппозиционной Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ).
На тот момент ПИВТ уже давно была вне закона в РТ, а ее руководители обвинялись в попытке вооруженного мятежа. Соответственно, официальный Душанбе расценил участие в мероприятии членов партии как осознанную провокацию со стороны ОБСЕ, и таджикская делегация демонстративно покинула совещание.
А в мае 2017 года представители Генпрокуратуры, МВД, ГКНБ и некоторых общественных организаций Таджикистана без объяснения причин отказались участвовать в совещании ОБСЕ, посвященном борьбе с терроризмом — теме, которую Душанбе редко обходит стороной.
Примечательно, что на заседании в Варшаве представители ОБСЕ успели впасть в немилость к властями еще одной центральноазиатской республики, Кыргызстана.
Тогда приглашенный на заседание Жогорку Кенеш экс-депутат парламента Кыдыржан Бытыров, заочно осужденный на пожизненное заключение в КР, с трибуны обвинил президента Алмазбека Атамбаева в незаконном изменении Конституции, узурпации власти, а само правительство в геноциде узбеков, проживающих в республике.
Разумеется, такое заявление вызвало бурное негодование со стороны кыргызстанского парламента, а в отношении ОБСЕ власти приняли меры, аналогичные таджикским: изменили статус присутствия в республике, преобразовав головной центр в Бишкеке.
"Честно говоря, эта ситуация не нова. В последнее время не редки претензии к международным организациям, занимающимся правозащитной тематикой или экспертными оценками политического процесса на постсоветском пространстве. Многих не устраивает ситуация, что через них можно оказывать давление на государства с целью изменить их политику в нужном направлении", — отмечает Аждар Куртов, эксперт Российского института стратегических исследований (РИСИ) по странам СНГ.
И на самом деле, в декабре 2016-го ни одна из стран Центральной Азии не приняла у себя конференцию ОБСЕ по вопросам свободы слова, и поэтому форум был проведен в Вене.
Не сделали этого даже Узбекистан и Казахстан, представители которых позже официально приняли участие в конференции.
В поисках золотой середины
И все-таки, с чем же связано такое недоверие центральноазиатских властей к ОБСЕ?
"До "цветной революции" в КР и андижанских событий в 2005 году (массовые беспорядки в узбекистанском городе Андижане, в ходе которых погибли как минимум 180 человек- прим.ред.) во всей ЦА доминировала идея об абсолютном благе правозащитных организаций. После 2005-го многие стали задумываться, что эти организации могут стать источником нестабильности в государстве", — считает председатель Национальной ассоциации политологов Таджикистана Абдулгани Мамадазимов.
По его мнению, с этого момента и начинается некоторый поворот во взглядах на деятельность правозащитных организаций в целом.
"ЦА стала ареной борьбы двух концепций для региональных властей: с одной стороны — верность общим ценностям западной демократии, с другой — принцип невмешательства во внутренние дела друг друга. Политики ЦА ищут золотую середину", — пояснил Мамадазимов Sputnik Таджикистан.
Что касается частных претензий, то у властей обычно существуют вопросы к тому, как ОБСЕ освещает выборы в той или иной стране.
По мнению экспертов, если голосование проходит в странах, скажем, Восточной Европы, то ОБСЕ часто даже не посылает свои долгосрочные миссии для анализа этих выборов. По-видимому, считая, что практически в любой части европейского континента электоральный процесс абсолютно прозрачен по умолчанию, что не вполне соответствует истине.
Напротив, если выборы проводятся на постсоветском пространстве, особенно в России, странах Центральной Азии или в Закавказье, то наблюдатели ОБСЕ следят за ними особо пристально. И часто озвучивают не слишком лестные оценки касательно хода голосования, заявляя, что он не соответствует стандартам демократии и просто лишен конкуренции.
Понятное дело, что руководству любой из республик Центральной Азии такая характеристика их деятельности не слишком нравится.
"Мотивация властей вполне понятна: никто не любит вмешательства во внутренние дела государства. Этого не любят и на постсоветском пространстве, этого не любят и в США, где очень неохотно пускают на выборы наблюдателей из других стран ", — добавляет Аждар Куртов.
По его словам, если бы ОБСЕ хотело продолжать активно работать в ЦА, то организации стоило бы учитывать местные реалии и искать компромиссы с властями, а не конфликта.
Действительно, ОБСЕ — организация довольно бюрократизированная, в принципе готовая к тесному сотрудничеству с чиновниками, даже при расхождении во взглядах. Ее представители на местах в большинстве своем хорошо осведомлены об обстановке в регионе.
И они уж точно не могли не догадываться о том, что присутствие за одним столом опальных политиков и представителей официальных властей обязательно вызовет ответные действия последних.
А значит, ОБСЕ либо считает свою миссию в регионе завершенной, либо не считает возможным и нужным ее продолжать.
"Никакой трагедии в понижении статуса ОБСЕ нет. Просто будет сокращено количество программ, которые данная организация осуществляет в республике", — подчеркивает Куртов.
Однако если абстрагироваться от вопросов чистой политики, влияния на общественное мнение и прочих закулисных игр, новость это плохая.
Дело в том, что у ОБСЕ в том же Таджикистане, а равно как и в других республиках, вполне успешно действуют не только околовоенные, типа противодействия терроризму, но и гуманитарные проекты: защита окружающей среды, работа с молодежью, борьба с бедностью, защита прав женщин и так далее.
И проекты эти, как бы к ним ни относились власти ЦА, определенно способствовали развитию гражданского общества в регионе.
"Большая игра" на новый лад
Стоит отметить, что ситуация вокруг ПИВТ сумела поссорить Таджикистан не только с международными организациями, но и с давним союзником Ираном, с которым у РТ существуют многовековые культурно-исторические связи.
Именно Иран дал приют высокопоставленным членам Партии исламского возрождения, ничуть этого не скрывая. Так, в 2015 году в Тегеране прошла конференция, где присутствовал лидер партии Мухиддин Кабири. Это стало финальным аккордом малозаметного охлаждения отношений между дружественными странами. В последние два года с обеих сторон сыплются взаимные претензии, упреки и дипломатические колкости.
Чем не преминул воспользоваться главный конкурент Ирана — Саудовская Аравия. Монаршая династия саудитов с готовностью протянула руку дружбы правительству РТ, предложив обширные кредиты и инвестиции в обмен на лояльность политике Эр-Рияда.
Еще один игрок на центральноазиатской арене — Китай, старается укрепить свои позиции в Таджикистане, вовсе не прибегая к явным политическим заигрываниям, а попросту скупая на корню предприятия в стране и выступая главным инвестором таджикской экономики.
В этом смысле единственный конкурент Поднебесной — Россия, чье присутствие в республике ограничивается 201-й военной базой и рядом совместных российско-таджикских торговых и энергетических проектов.
Возвращаясь к деятельности ОБСЕ в других частях постсоветского пространства, в частности, Закавказья, тут любопытно взглянуть на ситуацию с Арменией. Напомним, что офис ОБСЕ в Ереване прекратит свою деятельность 31 августа 2017 года.
Дело в том, что соседний Азербайджан крайне недоволен деятельностью Ереванского офиса ОБСЕ, который якобы выходит за рамки его мандата. Для официального Баку разминирование территорий Нагорного Карабаха, где в последние 1,5 года наблюдается эскалация конфликта с постоянными перестрелками и применением тяжелых вооружений, является военно-политической деятельностью "на оккупированных территориях".
Причем у самого Азербайджана позиция весьма двойственная. Баку поддерживает упреки в адрес ОБСЕ, если это касается собственных выборов, но при этом азербайджанская дипломатия последовательно добивается на международных площадках резолюции осуждения политики Армении.
И теперь ОБСЕ, которую, к слову, каждая из сторон обвиняла в недостаточной эффективности, под давлением Баку уходит из страны.