ДУШАНБЕ, 7 сен — Sputnik, Рубен Гарсия. Через 8 лет Таджикистан, несмотря на все сомнения, все-таки может стать членом Евразийского экономического союза (ЕАЭС), полагают эксперты.
Власти стран СНГ традиционно готовят долгосрочные экономические стратегии, прогнозируя, как будет развиваться государство в ближайшие 5-7 лет. Правительство старается предугадать финансовые риски и выбрать наиболее эффективные способы наполнить бюджет в худосочные кризисные годы.
Для многих стран на постсоветском пространстве этот прогноз зависит от взаимодействия или членства в ЕЭАС. Если говорить о Центральной Азии, то это в первую очередь касается двух членов Союза — Казахстана и Кыргызстана.
Здесь руководство обеих республик тщательно просчитывает, как изменится их экономическое положение в ЕАЭС в ближайшие годы, какую прибыль даст открытый торговый рынок и сколько денег принесут в казну трудовые мигранты, выезжающие на заработки за рубеж.
Но в то же время есть страны, которые до сих пор не решили, по пути ли им с Евразийским союзом. Речь идет, конечно же, о Таджикистане, где власти уже который год подсчитывают риски и выгоды от интеграции в ЕАЭС.
Каковы перспективы Душанбе на пути в евразийское пространство и что мешает республике стать членом ЕАЭС уже сегодня, рассказывают эксперты Российского совета по международным делам (РСМД).
"Таджикистану целесообразно быть внутри ЕЭАС, хотя бы из-за льгот по трудовой миграции, это один из главных плюсов для страны. Но с моей точки зрения, здесь у элиты есть определенные сомнения, страх частично утратить свою независимость. Кроме того, власти РТ вынуждены согласовывать свои экономические решения с Китаем", — подчеркивает завсектором Центра постсоветских исследований Института экономики РАН Елена Кузьмина.
Действительно, роль китайских денег в таджикистанской экономике колоссальна. Достаточно сказать, что внешний товарооборот между двумя странами составляет 2,3 миллиарда, а 54% от объема всей продукции РТ приходится именно на Китай.
Однако КНР не только главный торговый партнер Душанбе. Он же является и крупнейший инвестором инфраструктурного развития страны, ему принадлежит львиная доля таджикистанского госдолга.
Соответственно, влияние Поднебесной на принятие решений правительством РТ огромно, и руководство страны, продумывая экономическую стратегию, всегда оглядывается на Пекин.
Но это не единственный фактор, которой препятствует вступлению Таджикистана в ЕАЭС.
Экономисты РТ, в частности, руководство Торгово-промышленной палаты, не раз подчеркивали, что, взвешивая все за и против, власти страны будут учитывать опыт своих региональных соседей, Кыргызстана и Казахстана.
И тут обнаруживается один спорный момент. Несомненным плюсом оказались льготы для иностранных рабочих из стран-членов ЕАЭС, когда граждане Кыргызстана, в меньшей степени – Казахстана, получили явное преимущество при трудоустройстве.
Вместе с тем бизнес в этих странах оказался не совсем готов к конкуренции со стороны российских и белорусских предприятий, чьи товары сразу наводнили рынок.
"В Кыргызстане риски не просчитали как следует. В Казахстане также получилось, что страна открыта для экспорта, но не сумела увеличить импорт. Даже раздавались голоса, что правительство бросило национальный бизнес на произвол судьбы. Глядя на это, РТ более взвешенно подходит к вопросу и не спешит с решениями", — считает Елена Алексеенкова, научный сотрудник Центра глобальных проблем МГИМО МИД России.
Но, несмотря на все это, эксперты полагают, что преимущества от вступления в ЕАЭС все-таки убедят руководство страны в необходимости стать членом экономического блока.
Во-первых, это все те же преимущества для мигрантов, чьи денежные переводы являются одним из главных источников наполнения государственной казны. Во-вторых, проблемы безопасности на границах Таджикистана. В частности, активность запрещенного в РФ "Исламского государства", набирающего силу в соседнем Афганистане.
Рассчитывать на стороннюю поддержку в борьбе с террористической угрозой намного проще, когда за твоей спиной стоят сильные государства, заинтересованные в стабильности и безопасности внутреннего рынка своего экономического партнера.
"Думаю, что к 2025 году республика вступит в ЕАЭС. Время от времени я общаюсь с силовиками из Агентства по контролю за наркотиками, с пограничниками. И они говорят, что для них вступление в Союз было бы очень удобно, раз уж мы все уже являемся членами военного блока ОДКБ", — пояснила Sputnik Таджикистан Елена Кузьмина.
Отметим, что на сегодняшний день Таджикистан в той или иной мере развивает экономические контакты почти со всеми странами-членами ЕАЭС по отдельности, даже теми, кто находится вдали от Центрально-Азиатского региона. Так, в июне президент Эмомали Рахмон прибыл с официальным визитом в Армению, где договорился с руководством кавказской республики об увеличении товарооборота и расширении внешнеполитических связей.